Детский массаж при нормальном и патологическом развитии ребенка

28.09.2016

Категория: Мои статьи

Источник: dorsal.ru

Учебно-Оздоровительный Центр ДОРСАЛ-ЮГ.

Курсовая работа на тему:

«Детский массаж при нормальном и патологическом развитии ребенка»

Выполнила: Коржова Вероника Павловна

Проверил: Николаенко Денис Валерьевич

Краснодар 2016г


Оглавление

История проведения массажа

Сущность массажа

Детский массаж

Схемы проведения массажа у детей до года

1 – 3 месяца

3 – 4 месяца

4 – 6 месяцев

6 – 10 месяцев

10—12 месяцев

Методика проведения массажа и лечебной гимнастики при врожденной косолапости

Проведение массажа при ДЦП

Способы лечения детского церебрального паралича

Использование массажа при детском церебральном параличе

Основные правила при проведении массажа

Классический массаж при детском церебральном параличе

Приёмы общего массажа для стимуляции ослабленных мышц.

Сегментарный массаж при ДЦП

Список литературы

 

История проведения массажа

Массажем называется метод физиологического лечения, который заключается в том, что при помощи рук или специальных аппаратов производится механическое воздействие на ткани человеческого тела: поглаживание, растирание, разминание, сотрясение.

Знали массаж в Египте, об этом говорят изображения массажных процедур на папирусах и алебастровых барельефах, а также надписи на пирамидах. Древнеиндийские и древнекитайские массажисты были священниками. В этих странах массажу обучали в специальных школах. Часто массаж проводили после бани.

Приемы массажа описал знаменитый древнегреческий врач Гиппократ. Его соотечественник Гомер упоминает их в своей «Одиссее». Древние греки объединяли массаж с физическими упражнениями. В Риме приемами массажа владел каждый воин.

Европа познакомилась с массажем, пришедшим с Востока, в Средние века, однако сначала он большого распространения не получил. Только в эпоху Возрождения появились первые письменные труды на эту тему.

В начале XIX века Пётр Генрих Линге (1776—1839) разработал лечебный метод, который сочетал в себе массажные приемы и гимнастические упражнения. Метод получил широкое распространение в Европе под названием шведской системы.

Большое значение массажу с давних времен придавали в Финляндии. Упоминания о нем можно встретить уже в «Калевале». До сих пор в финской армии каждое войсковое подразделение сопровождается штатом массажистов. То же происходит в Японии.

Во второй половине XIX века научные работы, посвященные массажу, появились в России. Русские ученые обосновали влияние массажа на организм здорового и больного человека, определили показания к применению массажа и противопоказания при различных заболеваниях, создали новую классификацию массажных приемов, новые методики индивидуального применения массажа при лечении больных.

Особая заслуга принадлежит приват-доценту Санкт-Петербургской военно-медицинской академии И. С. Заблудовскому, который в 1882 году издал актуальный и для наших дней трактат «Материалы по вопросу о действии массажа на здоровых людей». И. С. Заблудовским написано свыше 100 научных работ по физиологическому обоснованию действия массажа и по методике массажа. Он ввел ряд новых приемов и внес большой вклад в развитие спортивного массажа. Его работы по массажу в хирургии, терапии и спорте имеют огромное научное значение. И. С. Заблудовского по праву считают основоположником русского классического массажа.

Сущность массажа

Массаж – это научно обоснованный лечебный метод воздействия на организм. Сущность этого метода заключается в нанесении телу пациента раздражений различной силы. Эти раздражения производятся руками массажиста или специальными аппаратами.

Лечебный массаж необходимо делать по назначению врача.

В основе механизма физиологического действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный взаимодействием трех его основных факторов: нервно-рефлекторного, гуморального и механического.

В механизме физиологического действия массажа на организм главная роль принадлежит нервной системе. Механическое раздражение, наносимое руками массажиста, воспринимают нервные рецепторы. Механическая энергия превращается в энергию нервного импульса. Из рецепторов она поступает в центральную нервную систему, а оттуда – в мышцы, сосуды, внутренние органы, которые реагируют на нервный импульс. Ответная реакция зависит от функционального состояния мозга, от состояния рецепторов, от клинических проявлений болезни, от методики и техники массажа.

Во время массажа в коже и других тканях образуются высокоактивные вещества типа гистамина, норадреналина и др. Они способствуют образованию и передаче нервных импульсов, а также участвуют в регуляции сосудистого тонуса. На месте массажного воздействия эти вещества раздражают нервные окончания кожи. Попадая в общее кровяное русло, они достигают внутренних органов, усиливают или тормозят их функцию, вызывая сложные рефлекторные реакции.

Определенную, но неглавную роль играет механический фактор. В результате механического воздействия очищается кожа больного, улучшается подвижность суставов и эластичность тканей.

Массаж оказывает также обезболивающий эффект. Он способен ускорить процесс восстановления тканей. К тому же массаж оказывает общеукрепляющее действие на организм.

Исходя из цели применения выделяют лечебный, гигиенический, спортивный и косметический массаж. В зависимости от способов воздействия на организм, помимо классического, различают сегментарно-рефлекторный, точечный и некоторые другие виды массажа.

Гигиенический массаж – эффективное средство для профилактики заболеваний и сохранения работоспособности. Он применяется для поддержания жизненного тонуса, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в форме общего, частного массажа или самомассажа. Гигиенический массаж усиливает крово– и лимфообращение, нормализует психоэмоциональное состояние и подготавливает человека к выполнению предстоящей работы. На общий гигиенический массаж отводится от 15 до 30 минут. При этом следует придерживаться определенной последовательности. Сначала массируют шею и спину, затем ноги, грудь, живот и в последнюю очередь руки. Общий массаж выполняют  ежедневно.

Детский массаж


В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни. 
Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа. Кроме того, при выполнении массажа следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка. 

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном. 
Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок. 

Не рекомендуется при массаже использовать разогревающие кремы и присыпки. 

 

Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание в области почек. 
Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут. 
При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует. 
Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях. 
Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пищеварения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови, рахите в период обострения.

 

Схемы проведения массажа у детей до года

Создание физиологически обоснованных методик массажа в раннем возрасте должно основываться на знании состояния и развития скелетных мышц у детей.

http://bmsi.ru/ckfinder/userfiles/images/2014-10-15%2004-11-35%20%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0.png

До 3-месячного возраста у детей выражен резкий гипертонус мышц-сгибателей рук и ног. Со временем он уравновешивается мышцами-разгибателями. Массаж может успешно способствовать расслаблению мышц. В возрасте 5 – 6 месяцев дети уже могут самостоятельно сидеть. 7-месячные дети в положении сидя уже могут манипулировать руками. Между 8 и 10 месяцами дети пытаются вставать и стоят, хоть и не очень уверенно.

  В детском возрасте применяют те же основные приемы массажа, что и во взрослом: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию.

  Поглаживание чаще всего используется при массировании детей. Рука массажиста скользит по коже пациента, не смещая ее. Разные виды поглаживания могут оказывать как возбуждающее, так и успокаивающее действие. При угнетенном состоянии, вялости ребенка поглаживание поднимает настроение. Беспокойный ребенок под влиянием поглаживания успокаивается.

 

1 – 3 месяца

Массажист направляет свои усилия на расслабление мышц-сгибателей рук и ног у ребенка, для чего в основном используется прием поглаживания.

 

Начинают процедуру в положении ребенка лежа на спине.

 

Последовательность выполнения процедуры:

1) поглаживание верхних конечностей;

2) поглаживание нижних конечностей;

3) выкладывание на живот;

4) поглаживание спины;

5) поглаживание живота;

6) растирание стоп;

7) рефлекторные движения стоп;

8) рефлекторные разгибания позвоночника в положении лежа то на одном, то на другом боку;

9) выкладывание на живот;

10) рефлекторное ползание.

 

При прохождении курса массажа ребенка необходимо ежедневно купать в теплой воде. Массаж должен нравиться малышу, поэтому с ребенком нужно правильно обращаться.

 

3 – 4 месяца

В норме гипертонус мышц верхних конечностей в этом возрасте уже проходит, но гипертонус мышц нижних конечностей может в некоторой степени сохраняться.

 

Порядок проведения процедуры:

1) массаж рук;

2) пассивные упражнения для рук (обхватывания);

3) массаж ног: при остатках гипертонуса – поглаживание, в остальных случаях – поглаживание, растирание, разминание;

4) рефлекторный поворот на живот вправо;

5) массаж спины;

6) рефлекторное движение головой назад в положении лежа на животе;

7) поглаживание живота;

8) растирание, похлопывание стоп;

9) рефлекторные упражнения для стоп;

10) поглаживание и вибрация грудной клетки;

11) пассивные сгибания и разгибания конечностей;

12) поворот на живот влево.

 

Массаж призван уравновесить тонус мышц-сгибателей и разгибателей. Гимнастика должна способствовать формированию первых навыков по изменению положения тела и ручной умелости.

  

4 – 6 месяцев

 

Порядок проведения процедуры:

 1) пассивные упражнения для рук (обхватывания, скрещивание перед грудью);

2) массаж ног;

3) пассивные упражнения для ног («велосипед», скользящие шаги по поверхности стола и др.);

4) поворот со спины на живот вправо;

5) массаж спины;

6) рефлекторное «парение» в положении лежа на животе;

7) поглаживание живота;

8) пассивное упражнение для туловища – приподнимание ребенка за руки из положения лежа на спине в положение сидя;

9) массаж стоп;

10) пассивные упражнения для рук («бокс»);

11) пассивные упражнения для ног (сгибание и разгибание вместе и по одной);

12) рефлекторное «парение» лежа на спине;

13) массаж грудной клетки, особенно межреберных промежутков;

14) поворот со спины на живот влево.

В задачу классического массажа и гимнастики входят дальнейшее развитие ручной умелости, подготовка к ползанию.

6 – 10 месяцев

В этом возрасте ребенок способен выполнять движения, более сложные по координации. Используются упражнения для крупных мышц верхних конечностей и для мелких мышц кисти.

 

Ребенок может довольно долго сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. Это возраст, когда малыш учится понимать речь, поэтому в гимнастике и массаже рекомендуется шире использовать речевые команды («сядь», «встань», «дай» и т. п.).

 

Порядок проведения процедуры:

 1) обхватывания руками с использованием колец;

2) поглаживания и растирания верхних и нижних конечностей;

3) сгибание и разгибание конечностей под команду;

4) поворот со спины на живот вправо за ноги под команду;

5) переход из положения лежа на спине в положение сидя при поддержке за руки;

6) массаж спины;

7) круговые вращения руками;

8) поднятие выпрямленных ног;

9) рефлекторное прогибание при движении по линиям вдоль позвоночника;

10) поворот со спины на живот влево;

11) приподнимание за руки верхней половины туловища из положения лежа на животе;

12) присаживания при поддержке за руки;

13) вибрационный массаж грудной клетки, а также живота;

14) дыхательные упражнения, сдавление на выдохе с боков.

Задача проводимого занятия заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к ползанию, укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать понимание речи, развивать координацию движений. Движения необходимо выполнять ритмично. Сначала следует массаж, затем упражнения.

10—12 месяцев

В возрасте около года ребенок учится стоять без опоры и делает первые шаги. Он уже может сидеть на корточках, поэтому в занятия включаются упражнения на приседания. Дети уже знают, как называются те или иные предметы, что позволяет использовать более сложные речевые команды.

 

Порядок проведения процедуры:

1) и. п. – стоя или сидя. Сгибание и разгибание рук с предметами;

2) и. п. – лежа на спине. «Велосипед»;

3) поворот со спины на живот;

4) массаж спины;

5) и. п. – лежа на животе. Встать, держась за руки или предметы (кольца);

6) наклон вперед (массажист прижимает ребенка спиной к себе, держа за коленные суставы);

7) массаж живота;

8) и. п. – лежа на спине. Поднимание прямых ног до ориентира (палочки, игрушки);

9) присаживания при поддерживании за руки;

10) выгибание с удержанием ребенка за ноги, доста-вание предмета с пола под команду;

11) приседание с поддержкой за руки;

12) присаживание с поддержкой то за правую, то за левую руку или самостоятельно с возвращением в и. п.;

13) круговые движения руками с предметами.

Все упражнения необходимо выполнять с использованием речевых инструкций. Можно осложнять упражнения применением предметов (кольца, палочки, игрушки). Закреплять навыки ребенка в ходьбе. Новые упражнения начинать из положения лежа, а затем выполнять их из положения сидя и стоя. Массаж проводят в качестве отдыха после выполнения упражнений.

 

Методика проведения массажа и лечебной гимнастики при врожденной косолапости 

1. Специальный массаж и коррегирующие упражнения должны выполняться на фоне общеукрепляющего массажа и гимнастики, соответствующих возрасту и развитию ребенка. Например, для расслабления внутренней и задней групп мышц голени, в которых отмечается повышенный тонус, нужно применять поглаживание, потряхивание мышц, растяжение с вибрацией. А для укрепления растянутых и ослабленных передней и наружной групп мышц голени следует использовать более энергичные приемы: растирание, разминание, поколачивание. 
2. Все упражнения должны проводиться в сочетании с массажем, выполняться без нажима так, чтобы ребенок не чувствовал боли. Хороший эффект дает проведение специальных лечебных упражнений после тепловых процедур. 
3. В комплекс массажа и гимнастики должны входить следующие приемы: 
— вращательные движения стопы кнаружи (вдоль продольной оси), которые следует проводить очень осторожно, постепенно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы; 
— для устранения приведения переднего отдела стопы следует одной рукой зафиксировать стопу ребенка в области голеностопного сустава, а другой рукой мягко произвести выпрямляющие движения, постепенно отводя передний отдел стопы кнаружи;
— для растяжения пяточного сухожилия и устранения подошвенного сгибания стопы, малыша следует положить на живот, согнуть его ножку в коленном суставе, одной рукой удерживая голень, ладонью другой мягко надавить на стопу ребенка, сгибая ее в тыльную сторону. Из и. п. — лежа на спине: одной рукой прижать голень ребенка к поверхности тела, фиксируя ее в области лодыжек, другой захватить стопу таким образом, чтобы ладонь упиралась в подошву, и осторожно сгибать стопу в тыльную сторону с одновременным давлением на ее наружный край (эффективно сочетание сгибания стопы с одновременным точечным массажем в ее те перехода тыла стопы в голень). 
Массаж при врожденном вывихе бедра и дисплазии тазобедренного сустава 

 

Основной признак врожденного вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава) — это ограничение пассивного отведения бедер. Наличие заболевания у ребенка проверяется следующим образом:Дисплазия тазобедренного сустава
1. Пассивное отведение в стороны тазобедренных суставов. Следует положить малыша на спину, согнуть его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко развести бедра в стороны. Если сустав поражен, отведение ограничено со стороны пораженного сустава. Можно определить ограничение движения и в положении ребенка на животе при сгибании ног, как при ползании. 
2. Оценка симметричности подъягодичных складок и складок на бедрах. Нужно положить малыша на живот, выпрямить ему ножки и внимательно рассмотреть симметричность складок: асимметрия складок на бедрах и ягодицах — частый признак поражения тазобедренного сустава. 
При возникновении подозрений о наличии заболевания нужно немедленно обратиться к ортопеду. 
Лечение положением.

  Врач-ортопед накладывает шину, а родители, в свою очередь, должны строго выполнять его рекомендации. Если в применении шин нет необходимости, то следует использовать широкое пеленание, которое выполняется следующим образом: две пеленки нужно сложить несколько раз и проложить их между ножек ребенка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведенных в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги ребенка нужно зафиксировать третьей пеленкой или штанишками. 

Носить малыша на руках следует, поддерживая его одной рукой за спину, другой — под ягодицы. При этом ребенок должен своими широко расставленными ножками как бы обнимать туловище взрослого. Не стоит носить ребенка “верхом” на боку у взрослого, так как в таком положении туловище ребенка располагается асимметрично). 
При врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача-ортопеда. Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание. При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, допускаемом укладкой. 
Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.  

Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Во время купания возможны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше). При плавании ребенка на животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок. 

Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев 
Приемы лечебной гимнастики и массаж ног необходимо повторять при каждом пеленании по 10-15 раз. 
1. И. п. — лежа на спине. Следует произвести общий поглаживающий массаж рук, ног, живота. 
2. И. п. — лежа на животе. Нужно произвести выкладывание ребенка на живот с разведенными ногами и провести массаж задне-наружных поверхностей ног: поглаживание, растирание, затем поочередное отведение согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза. 
Далее должно следовать поглаживание спины и поясничной области. Массировать поясничную область (поглаживание и растирание), ягодицы (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы —пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-наружной поверхности ног. Потом должно следовать отведение согнутых ног в стороны (как при ползании). И наконец, — “парение”. 
3. И. п. — лежа на спине. Следует произвести массаж передне-наружной поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра, —сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер. При этом всегда нужно помнить, что, разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру.  

Далее должно следовать вращение бедра вовнутрь: одной рукой следует зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью другой руки мягко обхватить колено ребенка и, слегка надавливая на него, постепенно произвести вращение бедра по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину). Потом массаж стоп: растирание, разминание.  

Затем следует произвести рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем грудной клетки. 

 

Проведение массажа при ДЦП
При ДЦП наблюдаются нарушения функций опорно-двигательной системы (что связано с поражением определенных зон в головном мозге), которые могут проявляться в разной степени: от легкой — когда ребенок может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, при этом отмечается принужденность движений, ломаная походка, неестественность поз и пр.; до тяжелой — когда ребенок может передвигаться лишь при помощи сложных ортопедических конструкций, либо навыки хождения и прямостояния не сформированы вовсе.

  В двигательном развитии детей с ДЦП наблюдаются следующие особенности:

1. сохранение безусловных двигательных рефлексов (хватания, ползания/отталкивания), не характерных для нормально развивающегося ребенка, что впоследствии тормозит формирование произвольной моторики (и свидетельствует о поражении двигательных зон в ЦНС);

2. задержка развития двигательной активности (удерживание головки, перевороты со спины на бок и живот, с живота на спину, сидение, ползание и пр.).

  В интеллектуальном развитии детей с ДЦП можно отметить следующее: детский церебральный паралич является непрогрессирующей патологией, то есть с течением времени не происходит усугубление имеющихся поражений в центральной нервной системе, однако, если ребенок при сохранном интеллекте не получает достаточного развития, происходит регресс интеллектуальных способностей. Именно поэтому важно уделять особенное внимание образованию такого маленького пациента. Сегодня разработано множество методик, позволяющих получать отличные результаты обучения, компьютерные программы, способствующие развитию детей с ДЦП (в том числе с задержкой речи). В некоторых странах Европы, США, Канаде применение таких программ позволяет ребенку посещать обычную школу и без особенных проблем общаться со сверстниками.

Способы лечения детского церебрального паралича

  На начальных этапах лечения, после уточнения диагноза и формы ДЦП, ведущее значение имеют медицинские методики, комплексный подход к терапии, применение современных лекарственных средств. Такой мультидисциплинарный подход с участием узких медицинских специалистов — невролога, ортопеда, педиатра, физиотерапевта, массажиста, дефектолога, логопеда возможен в условиях специализированного стационара или санатория. 

Среди используемых направлений хорошо зарекомендовали себя следующие:

1. физиотерапевтические методики: бальнео-, свето-, магнито-, гало- и рефлексотерапия;

2. комплексное медикаментозное лечение (ноотропные, нейрометаболические, сосудистые, витаминные и другие лекарственные средства);

3. ортопедическая коррекция;

4. разные виды массажа, который проводится медицинским массажистом по строгим показаниям лечащего врача;

5. лечебная физкультура (ЛФК);

6. динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК);

7. транскраниальная поляризация (ТКМП);

8. иппотерапия (в лечении участвуют специально обученные лошади);

9. диетотерапия и другие санаторно-курортные и реабилитационные методики.

Использование массажа при детском церебральном параличе

Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма. Специфическое воздействие массажа при ДЦП направлено на расслабление спастичных мышц (поглаживание, катание, потряхивание, вибрация, пунктация), стимуляцию ослабленных мышц (поглаживание, растирание, пощипывание, поколачивание, штрихование, пунктация). Массаж проводится на определенных мышечных группах, нередко рекомендуется сочетать его с дыхательными движениями.

Основные правила при проведении массажа

1. Все приёмы разных видов массажа надо использовать избирательно, с учётом особенностей заболевания и общего состояния здоровья ребёнка.

2. Медикаменты и тепловые процедуры использовать до сеанса.

3. Если у ребёнка повышенная чувствительность кожи, то для расслабления мышц рекомендуется провести сегментарный массаж.

4. Положение пациента должно быть таким при котором максимально расслаблены мышцы.

5. Сеанс любого вида массажа желательно закончить выполнением нескольких упражнений, помогающих закрепить положительный результат.

6. Общий и сегментарный массаж лучше проводить до занятий, а точечный и линейный в сочетании со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий.

Классический массаж при детском церебральном параличе

Основная задача массажиста при работе с такими пациентами - расслабить напряжённые мышцы и тонизировать расслабленные, тем самым можно существенно уменьшить порочные позы ребёнка.

  Приёмы общего массажа для расслабления мышц.

1. Поверхностное непрерывное поглаживание. Движения массажиста должны быть лёгкими, плавными и медленными - поглаживая кожу не смещать её относительно нижележащих тканей.

2. Валяние, удобно применять на больших мышечных группах, которые во время процедуры должны быть максимально расслаблены, с хорошей опорой для всего тела. Массажист берёт мышцу и переваливает её из руки в руку.

3. Катание, удобно применять на мышцах конечностей (тазобедренный и плечевой суставы). При этом лежащую на опоре конечность прижимают и слегка "катают" от себя и к себе, как скалку на тесте.

  Приёмы общего массажа для стимуляции ослабленных мышц.

1. Глубокое непрерывное и прерывистое поглаживание.

2. Растирание выполняемое одним или несколькими пальцами; гребнеобразное растирание, когда кисть сжата в кулак, а массажные движения выполняются тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев с опорой на большой палец; углубленное растирание с давлением другой кистью на производящую массаж. Эти приёмы лучше использовать на крупных мышцах - спина, бедро, ягодицы.

3. Поколачивание, пощипывание.

Сегментарный массаж при ДЦП


Данный вид массажа используется для воздействия на мышцы плечевого или тазового пояса, рук и ног. Используются стандартные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, и специальные - сверление и пиление.

  Для расслабления напряжённых мышц удобно использовать лёгкую вибрацию и сверление. При этом массажист выполняет круговые винтообразные движения вдоль позвоночника с обеих сторон и перемещает кожу к позвоночнику. Специалист действует II и IV или I пальцами. Передвижение рук происходит снизу вверх от сегмента к сегменту до шейного отдела.

Выполняя приём ладонью производятся качательные и толчкообразные движения с перемещением не только кожи, но и мышечной ткани. После сегментарного массажа хорошо выполнить массаж отдельных частей тела (лопаточное область, область таза, конечности).

Массаж мышц спины начинается с сегментарного массажа снизу вверх с применением сверления, пунктуации между остистыми отростками и пиления. Затем переходят к окололопаточной области, сначала по наружному краю лопатки, затем в области нижнего её угла и вдоль внутреннего края до надплечья. После этого производится растирание по верхнему краю трапециевидной мышцы до затылка, затем переходят на надостные и подостные области лопатки. Сеанс заканчивается прямой лёгкой вибрацией спины.

Такой массаж обычно используется при дефектах осанки, начальной степени сколиоза, ограничении подвижности плечевого пояса и плечевого сустава.

После сегментарного массажа в большинстве случаев используется точечный массаж и другие виды рефлексотерапии, а также физические упражнения для закрепления положительного результата.


Список литературы

  1. «Энциклопедия массажа» , Владимир Иванович Васичкин, 2008;

  2. «Физкультура и лечебная гимнастика для самых маленьких», А.Кузнецов, 2011;

  3. «Лечебный массаж при детском церебральном параличе», фармакология и медицина(F-med.ru).

Автор: Ученики Центра ДОРСАЛ-ЮГ, Доктор-кибернетик Вероника Павловна Коржова

Постоянный адрес статьи: dorsal.ru

« Все статьи