Искусство восстановления физического и психического состояния организма.

10.10.2016

Категория: Мои статьи

Источник: dorsal.ru

       Жизнь современного человека полна негативных эмоций и стрессовых состояний, которые слабо выражены но, способны вызывать физическое и нервное напряжение. Гиподинамия и однообразная физическая работа (например: сидя за столом), не редко может приводить к боли в позвоночнике (Анохин П.К. 1971), в связи с монотонным физическим напряжением. Стрессовыми состояниями могут являться состояние тревожности и сомнения, страха и печали (Кискер К.П. 1999), которые могут приводить к физическому напряжению. Ещё И.П. Павлов, в своих работах, отмечал, что страх и тревога могут вызывать вегетативные реакции (потливость, сердцебиение, изменения уровня артериального давления, желудочной секреции и т.д.).  Вероятно, что степень стрессового состояния пропорциональна раздражителю. Логично, что чем сильнее раздражитель (стрессор), тем сильнее и сам стресс, чем дольше мышечное напряжение, тем сильнее мышечный спазм, и чем дольше длилось ограничение амплитуды движения в
суставах (позвоночника и конечностей), тем продолжительнее сроки физической реабилитации. Однако, рассуждения, о ежедневном выполнении гимнастических упражнений с целью релаксации мышц, снятия мышечного спазма и развития эмоционального равновесия вызывает у современного человека удивление.

      Плохая осанка, может являться результатом сочетания негативных эмоциональных состояний и ослабленного физического тела. Что в свою очередь приводит к недостатку самоосознания в пожилом возрасте. Человек подверженный хронической депрессии сутулится, горбится. Такая осанка может отражать негативные эмоциональные состояния печали, подавленности, безразличия, отстранённости, высокомерия, гордости, страха, состояния тревожности и так далее (Ян Цзюньмин 2000; Мантэк Чиа, Хуан Ли 2003; Норбеков М.С. 2004).

      Исследованиями Von Korff M., et al. (1996) – доказано, что депрессия, хроническое состояние тревожности, астении и бессоницы, могут предшествовать развитию хронического болевого синдрома в позвоночнике. Это происходит из-за появления мышечного спазма.

       Бурная, современная жизнь, состоит из потока ситуаций, в которых необходим контроль эмоций просто для того чтобы эффективно существовать. Эффективно существовать означает быть трудоспособным, здоровым и сильным.

    Среди хронических заболеваний остеохондроз позвоночника (от греч. оsteon- кость, chondros-хрящ) в виде его вторичного проявления корешковых болей занимает первое место по числу дней нетрудоспособности людей. Неврологические проявления остеохондроза позвоночника составляют 95% от всех заболеваний периферической нервной системы (Антонов И.П. 1984; Лукачер Г.Я. 1985).

       Остеохондроз позвоночника может, развиваться на функциональной основе, а не вследствие дегенеративных изменений (Lewit K. 1987; Бубновский С.М. 1997; Ситель А.Б. 1998; Николаенко Д.В. 2004). Не редко, это может происходить из-за длительного нахождения в одном положении и в связи с физическими перегрузками (подъёмы тяжести, чрезмерная динамическая работа).

        Очевидно, что стресс приводит к нервному напряжению, нервное напряжение ведёт к мышечному спазму, мышечный спазм – к ограничению амплитуды движений. Таким образом, достаточно одной причины (подъём тяжести, длительное статическое положение тела или переохлаждение), чтобы спро-воцировать обострение болевого синдрома в позвоночнике и крупных суставах.

      На болевом синдроме и замыкается абстрактный «порочный круг», в который может попасть любой человек. В ряде случаев вполне материальная фи-зическая боль может «сломить» психологически даже атлета приводя в даль-нейшем к снижению физических кондиций и к стрессу.

       На протяжении тысячелетий древние люди Индии, Китая, Тибета, а также и многих других стран эмпирическим путём находили пути борьбы с различ-ными, функциональными заболеваниями при помощи упражнений и медитации (Хатха-йога, Цигун, Тайцзи цюань и др.).

        Считается, что йога существовала ещё 10 тыс. лет назад, а около 2,5 тыс. лет назад в Древней Индии возникла систематизация йоги в учение – Ригведа (Зубков А.Н., Очаповский А.П. 1991). Более 3 тысяч лет назад в Древнем Китае возникла древняя философская теория (Лувсан Г. 1990., 1991), на основе которой, возникли Традиционная восточная медицина, Цигун, Тайцзи-цюань, Син-и-цюань, Багуа Чжан, Ушу.

       Около 300 лет до нашей эры древнеиндийский лекарь и грамматист Патанджали (Островская Е.П. и соавт., 1992) принёс миру тишину ума своим трудом по психофизической регуляции сознания – йоге. На уровне психологической регуляции Патанджали различал ступени развития, где 1 ст. - сосредоточение, 2 ст. – способы осуществления практики, 3 ст. развитие совершенных способностей, 4 ст. абсолютное освобождение. Где, психологическое сосредоточение на достижении необходимой цели являлось своеобразной, абстрактной субстанцией необходимой для начала и развития практики. Способами осуществления практики являлись: 1) моральные заповеди (санскр. Яма), 2) правила самоочищения (санскр. Нияма), 3)физические упражнения в тишине ума (санскр. Асана), считается, что Па-танджали знал более 84000 асан, 4) психофизическое осязание энергии (санскр. Пранаяма), 5) контроль над тишиной ума и чувств (санскр. Пратьятхара), 6) эмпирическая интеграция ума и чувств, для избавления от всяческих напряжений (санскр. Дхарана), 7) создание условий для ментальной и физической целостности – медитация (санскр. Дхьяна), 8)нахождение в чистом, изначальном состоянии ума (санскр. Самадхи). Из этих аспектов росло древо знания, которое не теряло корня, и ствола иногда сбрасывая листья для освобождения пути к здоровью и бесконечной мудрости. Далее следовали бесконечные ступени развития совершенных способностей. Также Патанджали написал труды по грамматике и по медицине (Аюрведа), которыми в Индии пользуются и в настоящее время.

       По древним индийским представлениям мир состоит из пяти первоэлементов: земля (санскр.- притхви), вода (санскр.- апас), огонь (санскр. - теджас), воздух (санскр.- вайю) и эфир (санскр.- акаша), а тело человека является микромиром построенным таким же образом. Пять тонких дополняющих друг друга процессов происходящих в теле человека (санскр.- танматра): запах (санскр.- гандха), вкус (санскр.- раса), форма (санскр.- рула), осязание (санскр.- спарша), звук (санскр.- шабда). Эти элементы соединяются с тремя эволюционными силами (санскр.- гуны): ясность (санскр.- саттва), активность (санскр.- раджас), инертность (санскр.- тамас), образуя космический разум (санскр.- махат). Эго (санскр.- ахамкара), разум (санскр.- буддхи) и ум (санскр.- манас) образуют сознание (санскр.- читта), частицу космического разума (махата). Существует пять органов восприятия (санскр.- джананиндрия): глаза, нос, язык, уши и кожа, и пять органов действия (санскр.- кармин-дрийя): ноги, руки, речь, экскреторные и репродуктивные органы.

        Тело человека включает в себя семь элементов (дхату): хилус (санскр.- раса), кровь (санскр.- ракта), плоть (санскр.-манса), жир (санскр.- медас), кости (санскр.- астхи), костный мозг (санскр.- мадджа) и семя (санскр.- шукра). Все перечисленные элементы находятся в постоянном взаимодействии между собой, а также с разумом.

       Китайская теория состояла из концепции о возникновении пяти стихий и пя-ти элементов (кит. У-син)., а также двух элементов (кит. Инь-Ян). Где, пять стихий - ветер, жара, влажность, сухость, холод, пять элементов – дерево, огонь, земля, металл, вода. А два элемента это два противоположные начала (Инь и Ян например вода и огонь, расслабление и напряжение и т.п.) «борьба» между которыми создаёт движение (пяти стихий и пяти элементов) (Лувсан Г. 1990., 1991., ЯнЦзуньмин 2000). Согласно этой теории в человеческом позвоночникепостоянно циркулирует энергия по так называемой малой космическойорбите (Цзе Кун 2003), циркуляция которой снижается при патологии (напр.- остеохондроз), а по представлению древних людей человекспособен регулировать такую циркуляцию с помощью мыслей. Спиралевидное строение человеческого мозга и желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), по представлению китайских мастеров Тайцзи Цюань, является своеобразным трансформатором энергии (Ян Цзуньмин 2000). В этом трансформаторе в процессе переработки поступающей пищи (воздуха, воды, еды, солнечного света и т.д.) ЖКТ вырабатывает энергию Ци (которая может иметь Инь или Ян заряд). Мозг получает «подогретую» энергию Ци с зарядом Ян (Ян-ци), направляя её к органам при помощи импульсов. Проходя по меридианам, Ян-ци преобразуется в «остывшую» энергию Ци с зарядом Инь (Инь-ци), Инь-ци собирается в ЖКТ который трансформирует её в Ян-ци и направляет её к мозгу. С помощью разума и восприятия человек может развить способность повышать или снижать температуру собственного тела, в процессе практики Цигун, а также уравновешивать эмоциональные процессы.

Эти концепции действуют и в настоящее время. На улицах Китая в утреннее время можно увидеть много людей занимающихся Цигун.

Сравнивая концепции востока можно находить различия, замечать много общего, но самое главное, что древние представления и многовековой прак-тический опыт базируется на тенденции к биологическому равновесию между разумом и телом.

Основной целью таких практик как Йога и Цигун являлось восприятие един-ства между физическим телом человека и его сознанием для саморегуляции и реализации физического и духовного потенциала.

На востоке Хатха йога и Цигун распространнены с древних времен и до сих пор, во многом благодаря бережной передаче знания (санскр.- парампара) от наставника к ученику. В России в настоящее время познания целителей востока вызывают интерес благодаря быстрому оздоровительному эффекту.

Однако, больному человеку, с остеохондрозом позвоночника и в стрессовом состоянии, достаточно сложно начать заниматься йогой. Асаны из хатха-йоги воспринимаются болезненно, а чтобы начать заниматься цигун, необходимо обладать эмпирическими знаниями о медитационном состоянии ума, без которых занятия цигун не эффективны.

         Практика показывает, что, без развития волевых качеств, невозможно достичь высокого результата в восстановлении здоровья и дальнейшего разви-тия. Чаще люди просто утрачивают интерес к занятиям, а оздоровительный эффект может проявляться только при регулярной систематической практике. В связи с этим была предпринята попытка по созданию мер доступных современному человеку в домашних условиях способствующих восстановлению и развитию физической и психологической самодисциплины, для возможности лечения остеохондроза позвоночника и профилактики сопутствующих заболеваний, а также гармоничном существовании в социуме.

Развитие психологической самодисциплины.

          Стрессовые ситуации возникают в жизни современного человека на каждом шагу (напр. обман, потеря денег, неудачная покупка, поломка бытовой тех-ники или автомобиля и т.п.). При возникновении таких ситуаций холерики как правило, ведут себя эмоционально несдержанно (в основном по отношению к близким людям), реагируя неадекватно внешне (раздраженность – крик – конфликт) и внутренне (возмущение, обида и ненависть). Что касается нормостеников, сангвиников или флегматиков, то даже если внешние проявления подавляются какими то этическими соображениями, то внутренние процессы (возмущение – обида – ненависть) порождают длительную тревогу. Возможно, это приводит к возникновению состояния тревожности и стресса у большинства пациентов. Поэтому первым этапом в развитии психологической самодисциплины является установление гармонии с социальной средой (с родственниками, сотрудниками на работе и др.).

       К социальным раздражителям труднее всего приспособиться и в большинстве случаев человек придерживается мнения, что не реагировать на эмоциональные раздражители невозможно. Возникновение незначительного раздражителя ведёт за собой реакцию, привязывающую человека к конфликту при-водя к состоянию тревожности и возникновению депрессии. Для избавления от возникновения отрицательных эмоций, психологических срывов и депрессии необходимо понять, что «причина всегда ведёт к следствию», в частности к стрессу, заболеваниям психики и тела.

      На востоке считается, что от страдания необходимо избавляться ещё до его возникновения.

      Освобождая себя от вредных поведенческих привычек основанных на - «Эго», жалости к себе, или обиде, привязанности к стрессору (которым может являться: семейная ссора, увольнение с работы и т.п.), тело и сознание, удерживаются в своем изначальном уравновешенном состоянии. Именно безмятежное состояние ума привлекало древних людей занимающихся трасформационными, энергетическими практиками (Хатха Йога, Цигун, Тайцзи, Син И, Багуа и др.).

      На первом этапе необходимо научиться «отслеживать самого себя», не допуская возникновения глупых мыслей и плохого поведения - для подготовки к аккумуляции энергии.

 Комплекс упражнений способствующий снятию мышечного спазма, релаксации, борьбе со стрессом и страхом.

1. Тренинг для вестибулярного аппарата «Вращение вокруг своей оси». ИП стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять вращение вокруг своей оси по часовой стрелке (вправо). Правая нога стоит на месте, стопа создаёт незначительное сопротивление движению.

 Не более 3 повторений на 1-м занятии. Каждое занятие прибавлять по 2 повторения. Максимальное количество повторений 21. Представить фиолетовый цвет.

2. Наклонится, вперёд стремясь коснуться пола руками (с болями в спине наклон выполняется до появления боли). Удерживать это положение 20 – 30 секунд (находиться в этом положении более 1 минуты противопоказано), медленно выполняя вдох носом, а выдох ртом. Представить жёлтый цвет.

3. Положение полного приседа, пятки от пола не отрывать, органы таза втянуты. На первых занятиях для удобства можно опереться руками за спинку стула, на последующих занятиях стремится выполнять без опоры. Продолжительность 20-30 секунд. Дыхание произвольное. Представить красную горошину в центре лба.

4. Стоя на коленях. Руками взяться за спиной за запястья (мужчины обхватывают левой рукой правую руку, женщины правой рукой левую). Сделав глубокий медленный вдох, плавно выдыхая наклониться вперёд, касаясь подбородком грудной клетки. Задержать дыхание после полного выдоха на 10 секунд. Представить синий цвет, максимально расслабиться.

На каждом последующем занятии стремиться увеличивать продолжительность на 5 секунд.

5. Сидеть, выпрямив ноги вперёд, руки на коленях, спина прямая. На вдохе втянуть живот в себя, на выдохе округлить живот. Вдох носом выдох ртом. 20 секунд. Затем, вдохнув и задержав дыхание (на 10-15 сек), наклониться вперёд, держа расслабленные руки по швам, подбородком касаться грудной клетки. Повторить 3-5 раз. Представить белый цвет.

6. Сидя «по турецки» (со скрещенными ногами). Выполнить 5 медленных вращений головой влево, затем 5 вращений головой вправо. Помассировать ушные раковины в течение 3х минут. Не меняя положения ног повернуть голову и туловище влево удержать положение 20 секунд. Затем поменять положение ног выполнить тоже, в правую сторону. Дыхание медленное вдох носом выдох ртом. Вернувшись в исходное положение («по турецки») держа руки на коленях на вдохе представлять зелёный цвет на выдохе представлять розовый цвет.

7. Лечь на спину, максимально расслабиться, стремясь остановить поток мыслей. Дыхание медленное носом 5 минут.

Продолжительность комплекса 10 минут.

Комплекс полезно выполнять ежедневно на восходе и на закате солнца в теплом и проветриваемом помещении. Также эти упражнения могут являться эффективным средством для преодоления стресса.

       Выполнение этих правил способствует восстановлению и развитию энергетического состояния человеческого организма. Однако это искусство чувств и заметный результат проявит себя нескоро. Для успешной практики необходимо непрерывно контролировать эмоциональное состояние. Важно понять, что не следует напрягаться физически и эмоционально при попытке «отслеживать» свои негативные качества. Ведь это развитие сознания и процесс этот должен происходить спонтанно и непринуждённо.

        Человек обладает разумом, при помощи которого современный человек способен выполнять сложную, часто привычную умственную и физическую работу. При обострении остеохондроза позвоночника физическое и нервное напряжение существенно ограничивает возможности человека. Разработанная нами система психофизической регуляции может способствовать преодолению внезапного обострения болевого синдрома в позвоночнике и являться начальным уровнем в профилактике функциональных нарушений в домашних условиях.


Литература.
Анохин П.К. Сто советов. – М.: Физкультура и спорт, 1971, с.8.
Антонов И.П. Журнал невропатологии и психиатрии. – 1984. – Т.84, вып.4. – С. 498-502.
Бубновский С.М. Природа разумного тела или как избавиться от
остеохондроза. М. 1997г., 70 стр.
Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха – йога для начинающих. – М.: Медици-на, 1991. – 192 с.: ил.
Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия,
психосоматика, психотерапия. / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой, Э.Л.
Гуманского. – М.: Алетейа, 1999. – 504 с.: ил.
Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотера-пии /2-е изд., перераб. – М.: Наука. 1990. – 576 с.
Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. – 432с.
Лукачер Г.Я. Неврологические проявления остеохондроза позвоночника. – М., 1985. – 237с.
Мантэк Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура тайцзи: тайцзи-цигун 1.Перев. С англ. – К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. – 320с.
Норбеков М.С. Энергетическая клизма, или Триумф тёти Нюры из
Простодырово/ М.С. Норбеков. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ООО
«Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.
– 250, (6) с.
Николаенко Д.В., Боряк В.П., Попов Ю.Д. Методика физической
реабилитации больных остеохондрозом пояснично-крестцового отдела
позвоночника в условиях санаторно-курортного лечения. К: Физическая
культура, спорт – наука и практика. 1-4/ 2004. С. 64-71.
Островская Е.П. Рудог В.И. Классическая йога (Йога-сутры» Патанджали и
«Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция
системы. – М.: Наука. 1992. 263 с.
Ситель А.Б. Мануальная терапия. Руководство для врачей. – М.: Издатцентр, 1998. – 304 с., 32 с. ил.
Цзе Кун. Искусство постижения малой космической орбиты. - М: ИНБИ, 2003 – 104 с.
Ян Цзюньмин. Тайцзи-цюань: классический стиль Ян. Полная форма и ци-гун. Пер. с англ. М. Чеботарёв. – К.: «София», 2000. – 336 с.
Glaser Otto und Dalicho W.A. Segmentmassage. Dritte, neubearbeitete
auflage. Veb Georg Thieme Leipzig 1962. М. «Медицина» – 1965. – 126 с.
Lewit K. Manualle medizin. – Leipzig, 1987. – 345 S.
Von Korff M., Simon G.// Br. J. Psychiatr. – 1996. – Vol. 30. – P. 101-118.

Автор: Николаенко Денис Валерьевич

Постоянный адрес статьи: dorsal.ru

« Все статьи