Массаж и лечебная гимнастика у детей при врожденном вывихе бедра и дисплазии тазобедренных суставов.

13.10.2016

Категория: Мои статьи

Источник: dorsal.ru


Учебно-оздоровительный центр “Дорсал – Юг”



Итоговая квалификационная работа

По теме:
“Массаж и лечебна гимнастика у детей при врожденном вывихе бедра и дисплазии тазобедренных суставов”.


                                                                                 Выполнила: Грамотеева А.Ю.
                                                                                 Проверил: Николаенко Д.В



Краснодар 2016

  

Содержание

Введение

Анатомия тазобедренного сустава у детей

Понятия дисплазии тазобедренного сустава и врожденного вывиха бедра

Показания и противопоказания к проведению массажа у детей

Лечение положением

Приемы проведения массажа

Техника проведения массажа и лечебной гимнастики

Выводы



ВВЕДЕНИЕ


С давних времен известно, что массаж – это один из древнейших способов исцеления, влияющий на все без исключения системы организма человека. Для детей он является неотъемлемой частью их благополучного физического и нервно-психического развития. Во время массажа, через рецепторы, находящиеся на коже малыша, мы воздействуем на нервную систему, которая в свою очередь стимулирует развитие всех систем детского организма. Регулярный массаж способствует усилению кровообращения, усиливает лимфоток, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. Кроме того, массаж способствует лучшей адаптации организма к условиям окружающей среды. Массаж для детей должен быть ежедневным, он поможет ребенку справиться не только с физической нагрузкой, но и с эмоциональной.


Глава 1. Анатомия тазобедренного сустава у детей 


Тазобедренный сустав образован суставной поверхностью головки бедренной кости, которая покрыта гиалиновым хрящем на всем протяжении, за исключением ямки, и вертлужной впадиной тазовой кости.
Вертлужная впадина покрыта хрящем только в области полулунной поверхности, а на остальном протяжении заполнена жировой клетчаткой  и покрыта синовиальной мембраной. Над вырезкой вертлужной впадины натянута поперечная связка вертлужной впадины. По свободному краю вертлужной впадины и этой связки прикрепляется вертлужная губа, которая немного увеличивает глубину вертлужной впадины.
Суставная капсула прикрепляется на тазовой кости по краю вертлужной губы, на бедренной кости фиксируется по межвертельной линии, а сзади захватывает 2/3 шейки бедренной кости и не доходит до межвертельного гребня.
Тазобедренный сустав укреплен следующими связками:
- подвздошно-бедренная: находится на передней поверхности тазобедренного сустава и начинается от нижней передней подвздошной ости, прикрепляясь к межвертельной линии. Она ограничивает разгибание в тазобедренном суставе и участвует в удержании туловища в вертикальном положении.
- лобково-бедренная: идет от верхней линии лобковой кости вниз, вплетается в капсулу тазобедренного сустава, часть пучков достигает медиального отдела межвертельной линии.
- седалищно-бедренная: начинается на передней поверхности тела седалищной кости, направляется кпереди, вплетаясь в капсулу тазобедренного сустава, часть пучков доходит до вертельной ямки.
- круговая зона: залегает в толще суставной капсулы, в виде петли охватывает шейку бедренной кости, прикрепляясь к нижней передней подвздошной ости.
- связка головки бедренной кости: находится внутри сустава, покрыта синовиальной оболочкой. Начинается от поперечной связки вертлужной впадины и прикрепляется к ямке головки бедренной кости. Втолще этой связки проходят сосуды к головке бедренной кости.
Тазобедренный сустав является шаровидным ( чашеобразным ) суставом.
Глава 2. Понятие дисплазии тазобедренного сустава и врожденного вывиха бедра
Дисплазия тазобедренного сустава – порок развития суставной поверхности тазобедренного сустава – вертлужной впадины. При этой патологии впадина уплощенная, головка бедренной кости недоразвитая, связки и капсула сустава слабые.
Врожденный вывих бедра – самая тяжелая форма дисплазии тазобедренного сустава. Он происходит когда возникает смещение головки бедра кнаружи и вверх. При этом головка оказывается за пределами вертлужной впадины.
Выделяют 3 степени дисплазии тазобедренного сустава:
Предвывих (дисплазия I степени) — недоразвитие тазобедренного сустава без смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
Подвывих (дисплазия II степени) — недоразвитие тазобедренного сустава с частичным смещением головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
Вывих (дисплазия III степени) — недоразвитие тазобедренного сустава с полным смещением головки бедренной кости относительно суставной впадины.
 Крайним проявлением дисплазии тазобедренного сустава является врожденный вывих бедра.
Основные симптомы дисплазии тазобедренных суставов и врожденного вывиха бедра:
- ограничение отведения одного или обоих бедер ребенка: ножки ребенка сгибают под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и разводят в стороны до упора. В норме угол отведения бедер 160 – 180°. При дисплазии тазобедренных суставов он уменьшается.
- симптом Маркса - Ортолани или симптом «щелчка». Этот симптом можно определить у ребенка только до 3 месяцев, затем он исчезает : ножки ребенка сгибаются под прямым углом в коленных и тазобедренных суставах, затем они приводятся к средней линии и медленно разводятся в стороны, при этом со стороны вывиха слышен щелчок, при котором вздрагивает ножка ребенка, иногда он слышен на расстоянии.
- укорочение ножки ребенка : ножки ребенка сгибаются в коленных и тазобедренных суставах и прижимаются к животу симметрично и по уровню стояния коленного сустава определяют укорочение соответствующего бедра.
- ассимметрия кожных складок определяется у ребенка с выпрямленными ногами спереди и сзади. Спереди у здорового ребенка паховые складки должны быть симметричными, сзади ягодичные и подколенные складки тоже симметричные. Асимметрия их является симптомом дисплазии тазобедренных суставов. Этот симптом непостоянный.
После того как поставлен диагноз, лечение нужно начинать без промедления: у новорожденных формирование костей еще не завершено, поэтому так важны ранняя диагностика и своевременно начатое лечение.

Глава 3.Показания и противопоказания к проведению массажа у детей

В данном случае основным показанием к проведению массажа у ребенка является дисплазия тазобедренного сустава или врожденный вывих бедра.
Противопоказания:
- острые лихорадочные заболевания
- тяжелые формы гипотрофии
-гнойные или другие воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей ( экземы, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и др.)
- острые нефриты
- острые гепатиты
- при больших пупочных, бедренных, паховых, мошоночных грыжах со значительным выпадением органов брюшной полости, склонности к ущемлению
- активные формы туберкулеза
- рахит в период разгара
- заболевания, сопровождающихся ломкостью костей
- гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов
- врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации
- при различных формах геморрагического диатеза ( например гемофилия)

Глава 4. Лечение положением

Лечение положение - это один из принципов лечения дисплазии тазобедренных суставов. Этот способ могут без проблем использовать родители в домашних условиях и задача массажиста заключается в том, чтобы рассказать родителям малыша, как правильно это делать.
Одним из методов лечения положением является так называемое “широкое “ пеленание: 2 пеленки складывают несколько раз и прокладывают между ножками ребенка, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах, и отведенными в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги ребенка фиксируют третьей пеленкой, штанишками или памперсами. При таком пеленании создаются оптимальные условия для правильного развития тазобедренных суставов, поэтому его можно рекомендовать всем детям. Широкое пеленание начинают применять в роддоме и продолжают до 3-4 месячного возраста.
Второй способ лечения положением заключается в том, что нужно правильно держать ребенка на руках. Взрослый поддерживает ребенка руками за спину, прижимая его к себе. При этом ребенок широко расставленными ножками обнимает туловище взрослого. Не следует держать ребенка на боку у взрослого, так как при этом положении туловище ребенка ассиметрично.
Для профилактики напряжения приводящих мышц бедра необходимо выкладывать ребенка на живот так, чтобы его стопы были вне кровати, то есть свисали.

Глава 5. Приемы проведения массажа

Массаж детям с дисплазией тазобедренных суставов проводится на основе общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка. При выполнении массажа более тщательно уделяют внимание поясничной области, ягодицам области тазобедренных суставов. Массаж чередуется с упражнениями лечебной гимнастики.
Основными приемами детского массажа являются: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Поглаживание – это прием, при котором массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания.
Физиологическое влияние: при поглаживании кожа очищается от роговых чешуек, остатков секрета потовых и сальных желез, улучшается кожное дыхание, активизируется секреторная функция кожи, усиливаются обменные процессы, повышается кожно- мышечный тонус, кожа становится гладкой, эластичной, упругой, усиливается микроциркуляция за счет раскрытия резервных капилляров ( гиперемия ), облегчается отток крови и лимфы, что способствует уменьшению оттока. В зависимости от методики применения приема и его дозировки поглаживание может оказывать как успокаивающее, так и поглаживающее действие на нервную систему ( поверхностное поглаживание успокаивает, глубокое и прерывистое – возбуждает). Поглаживание бывает : поверхностное, плоскостное глубокое, обхватывающее, также в качестве вспомогательных приемов поглаживания можно использовать щипцеобразное, граблеобразное, гребнеобразное поглаживание.
Растирание – это прием, при котором массирующая рука никогда не скользит по коже, а смещает ее и ниже расположенные ткани, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях. 
Физиологическое влияние: способствует увеличению подвижности массируемых тканей по отношению к подлежащим слоям, резко усиливается приток лимфы и крови к массируемым тканям, способствует разрыхлению, размельчению патологических образований в различных слоях тканей, повышает сократительную функцию мышц за счет их лучшего кровоснабжения, улучшается подвижность суставов.
Растирание бывает: прямолинейное, круговое, спиралевидное, в качестве вспомогательных приемов можно использовать штрихование, пиление.
Разминание – это прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: 1) фиксация, захват массируемой мышцы, 2) сдавливание, сжимание, 3) раскатывание, раздавливание, непосредственно разминание.
Физиологическое влияние: повышается сократительная функция мышц, увеличивается эластичность сумочно-связочного аппарата, растягиваются укороченные фасции, апоневрозы, способствует улучшению крово и лимфообращения, снимается мышечное утомление, увеличивается работоспособность мышц, их тонус
Разминание бывает: продольное, поперечное, разминание с отягощением,
в качестве вспомогательных приемов можно использовать валяние, накатывание, сдвигание, надавливание, щипцеобразное разминание.
Вибрация – прием, при котором массирующая рука или вибрационный аппарат передает телу пациента различные колебательные движения.
Физиологическое влияние: вызывает усиление рефлексов, в зависимости от частоты и амплитуды вибрации происходит расширение или сужение сосудов, изменяется секреторная деятельность желез внутренней секреции.
Вибрация бывает: непрерывистая, прерывистая, в качестве вспомогательных приемов можно использовать сотрясение, встряхивание, рубление, похлопывание, поколачивание, пунктирование.

Глава 6. Техника проведения массажа и лечебной гимнастики
Так как ребенок очень подвижный и не может долгое время лежать на одном месте, не нужно долгое время работать с одной областью. Массаж начинают с пальчиков рук, ног, ребенок при этом лежит на спине, затем кладут ребенка на живот и переходят к задней  поверхности голени и бедра, ягодицам, поясничной области, затем спине. После этого переворачивают ребенка на спину и выполняют массаж рук, передне – латеральной поверхности голени и бедра, верхней части грудной клетки и живота.
Примерный план занятий с ребенком от 2 недель до 3 месяцев, страдающим дисплазией тазобедренного сустава:
1. Общий массаж ног и рук (поглаживания).
2. Поглаживание живота.
3. Выкладывание на живот с разведением ног.
4. Поглаживание спины.
5. Массаж области поясницы.
6. Массаж ягодиц и зоны тазобедренных суставов.
7. Массаж задней и наружной поверхностей ног.
8. Разведение согнутых ног в стороны.
9. «Парение» на спине.
10. Массаж передней и наружной поверхностей ног.
11. Разведение ног, согнутых в суставах.
12. Вращение бедра внутрь.
13. Массаж стоп.
14. Рефлекторное упражнение для стоп.
15. Упражнения с мячом
В положении лежа на животе выполняем поглаживание, а затем растирание задних и наружных поверхностей ног, после этого, согнув ноги малыша так же, как при ползании, поочередно разводим их в стороны, одновременно фиксируем таз. После этого сгибаем ноги, одновременно, разводим колени ребенка в стороны. В положении лежа на спине выполняем поглаживание и растирание передних и наружных поверхностей ног. Эти приемы нужно
проводить вместе с расслаблением приводящих мышц бедер: сгибанием ног малыша в тазобедренных и коленных суставах с мягким их разведением.
Разводя бедра, не следует допускать резких движений: нельзя чтобы ребенку было больно, так как это приводит к резкому сокращению мышц бедра и негативному отношению малыша к процедуре. Чтобы облегчить расслабление приводящих мышц бедра, нужно сделать расслабляющий точечный массаж с одновременным отведением конечности. Такое воздействие эффективно и в области тазобедренных суставов. Для этого подушечкой среднего или указательного пальцев мягко надавливаем на область тазобедренного сустава, после чего отводим полусогнутую ногу малыша наружу с легким потряхиванием. Перед разведением бедер для расслабления приводящих мышц можно сделать вибрационный массаж внутренней поверхности бедра и покачивания таза малыша на весу. Полезны также и упражнения в воде: поддерживая ребенка под живот и грудь, подводим его к бортику ванны, добиваясь сгибания ног.
Вращение бедра внутрь по оси проводим в положении лежа на спине. Для этого одной рукой фиксируем тазобедренный сустав, а другой мягко обхватываем колено малыша. Затем слегка надавливая на него, выполняем вращение бедра внутрь по оси. Это упражнение позволяет мягко надавить головкой бедренной кости на вертлужную впадину. 
Для того чтобы развивать опорную функцию стоп подойдут  упражнения с мячом (топтание мяча). Опору для стоп можно создать подложив под ноги ребенка свою руку. При дисплазии тазобедренных суставов большую пользу приносит упражнение «ладушки», выполняемое не руками, а стопами.
 Массаж ног и специальные упражнения нужно повторять по 10–15 раз при каждом пеленании ребенка. Если ребенка лечат с помощью ортопедической шины, массаж и гимнастику нужно проводить в объеме, ограниченном укладкой.  

Выводы
Массаж и лечебная физкультура являются одним из компонентов, составляющих медицинскую реабилитацию при врожденном вывихе бедра и дисплазии тазобедренных суставов. Более раннее начало лечения этих патологий способствует получению лучшего результата. Массажисту необходимо провести курс массажа малышу и научить родителей в домашних условиях выполнять лечебную гимнастику с малышом, а также делать не очень сложный массаж.

Список литературы
1. В. Васичкин “Детский массаж. От рождения до 7 лет” – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 160 стр. – ( Оздоровительные методики профессора Васичкина )
2. В. И. Васичкин , Л. Н. Васичкина  “ Детский массаж “ – СПб., 2000, - ООО Издательство” Полигон”, 112 стр., илл.
3. И. С. Красикова “Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет”. – 2-е изд., испр. И доп.- СПб.: КОРОНА принт, 2000. – 320 стр., ил.
4. Е. Л. Исаева “Детский массаж. Поэтапное руководство”


Автор: Ученики Центра ДОРСАЛ-ЮГ

Постоянный адрес статьи: dorsal.ru

« Все статьи