Основы детского массажа.

15.01.2017

Категория: Мои статьи

Источник: dorsal.ru

Работу выполнила - Антюшина Татьяна                        

Научный руководитель - Николаенко Денис Валерьевич.

 

 

 

 

Основы детского массажа. 

 

 

 

Краснодар 2016

 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МАССАЖА                                                                                                                

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ  МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ                                                                                        

     2.1. Анатомо – физиологические особенности развития детей до года

     2.2. Основные правила при выполнении массажа и гимнастики у детей первого года жизни

     2.3. Основные приемы.

     2.4. Противопоказания к массажисту и гимнастике.

2.5. Условия для проведения массажа и гимнастики.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИНАСТИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ КРИВОШЕЕ 

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИНАСТИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ СКОЛИОЗЕ    

ГЛАВА5. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИНАСТИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ                                                                                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               

  


ВВЕДЕНИЕ

Так как организм маленьких детей, особенно первого года жизни, еще плохо приспособлен к жизни вне утробы матери, они подвержены разным заболеваниям. Иммунная и другие системы ребенка недостаточно развиты, а в первые месяцы жизни даже самая «безобидная» инфекция грозит ребенку серьезными осложнениями. Медикаменты в этом случае дают очень сомнительный результат и часто вызывают у малышей аллергические реакции. Кроме того, даже самые современные антибиотики негативно влияют на неокрепший организм.

В Европе, например, он распространен повсеместно и дает очень хорошие результаты. С помощью массажа можно не только укрепить иммунную систему ребенка, но и помочь ему набрать вес, исправить кривошею, плоскостопие, искривление ног и др. Ведь, как известно, в раннем возрасте детский организм очень податлив и с готовностью откликается на любое воздействие.

Детский массаж — единственный в мире вид массажа, у которого нет ни одного противопоказания, кроме тех, которые налагает на процедуру педиатр при гнойничковом воспалении кожи, диатезе, высокой температуре или серьезном органическом заболевании. В наше время почти всем родителям известно, что даже обычное поглаживание или растирание приносит ребенку массу удовольствия. А одна единственная детская улыбка способна поднять матери настроение на целый день.

Но массаж — это не только приятные эмоции. Он оказывает лечебное и профилактическое воздействие. Кроме того, регулярное его проведение способствует как физическому, так и психическому развитию малыша.

 

Детским принято называть массаж, который проводят в период от 2-3-недельного возраста и до 1 года. Хотя никто не запрещает делать его и более «взрослым» детям 2-3 лет. Детский массаж — это основа будущего здоровья подрастающего человека и его полноценного развития. Ни для кого не секрет, что в больших городах здоровых детей с каждым годом рождается все меньше, поэтому детский массаж в настоящее время актуален как никогда. От него не отказываются даже те родители, чьи дети абсолютно здоровы. Ведь это не только профилактика простудных заболеваний, но и развитие моторики пальцев, и основа физического контакта с ребенком. А при лечении различных недугов детский массаж приносит максимальную пользу, причем без каких-либо побочных эффектов.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МАССАЖА.

Как лечебное, расслабляющее и стимулирующее средство воздействия на детский организм массаж известен в истории еще с древних времен. Первобытные люди поглаживали, растирали и разминали своих малышей чисто инстинктивно. Мамы видели, что их крохи перестают плакать, чувствуют облегчение при различных недугах, из вялых становятся более энергичными и игривыми.

История детского массажа берет свое начало в культурах разных народах. Корень этого слова найден лингвистами в различных языках мира:

  • На арабском он означает — нежно надавливать.
  • На греческом — сжимать руками.
  • На латинском (считающимся мертвым языком, встречающимся только в письменном виде) — прилипающее к пальцам.

Древняя Индия и Китай.

Воздействие на различные участки тела ребенка с помощью прикосновений, как часть искусства врачевания, широко описывается восточными народами. Китайцы освоили эту науку в III веке до нашей эры. Детский массаж в этой стране уже тогда выступал одним из методов, позволяющим:

  • Исправлять вывихи.
  • Снимать усталость.
  • Убирать мышечные спазмы и приводить в порядок тонус.

История возникновения детского массажа в Китае начиналась с воздействия на все тело малыша растираниями и сдавливаниями. Они направлялись на осуществление подергиваний в суставах и связках.

В Индии история возникновения детского массажа начиналась с применения разминаний, выполняемых от пальчиков рук до ступней на ногах. В древнеиндийских трактатах встречаются описания процедур и их детальное выполнение.

Как в Индии, так и в Китае манипуляции выполняли священнослужители. Позже начали создаваться специальные школы, в которых врачи обучались искусству воздействия на человеческое тело, в том числе и ребенка.

Древний Египет.

На берегах Нила искусство воздействия на тело малышей было освоено еще в XII веке до нашей эры. Процедура описывается в найденных папирусах и изображается на барельефах.

Из Древнего Египта знания распространились по территории Ливии, Нубии, Персии.

История детского массажа: Древняя Греция и Рим.

У народа, поклоняющегося Зевсу, различным методам врачевания и воздействия на тело всегда отводилось особое место. Детский массаж считался одним из основных способов, помогающих лечить малышей. Его применяли при любых заболеваниях, в спорте, в школе. Известные древнегреческие врачи Гиппократ и Геродикос даже описывают некоторые приемы в своих трудах.

В Древнем Риме, как свидетельствует история, создавались школы массажа, в которых изучались все направления, в том числе и детский. В культуре этой страны процедура заняла важное и почетное место. Именно в Риме она стала частью физического воспитания подрастающего поколения.

Древняя Русь.

У славян процедуры воздействия на тело малыша сначала приравнивалась к методу закаливания. Наши предки активно использовали такие приемы, как:

  • Поколачивания.
  • Растирания.

Такие виды воздействия даже описываются в некоторых летописях, дошедших до наших дней. Массаж ребенка сочетался с растиранием различными мазями. Они готовились из трав и кореньев.

Европа.

В отличие от Востока, Руси, Греции и Рима были страны, в которых воздействие на тело малышей (да и взрослых) с помощью манипуляций ни только не было популярным среди врачей и различных специалистов, но даже считалось уделом шарлатанов. В Европе царила власть церкви, пропагандирующей идеи смирения плоти и аскетизма.

Интерес к детскому массажу, как к одному из направлений науки, появился только в период Возрождения. В истории эта эпоха знаменуется различными открытиями, появлением новых работ, трактатов, а также свежих идей. Европейские врачи стали интересоваться трудами греческих и римских коллег.

Толчком для развития интереса к детскому массажу в истории европейской культуры послужили работы некоторых ученых по анатомии. Было написано знаменитое сочинение Меркулиуса, в основу которого легли труды многих зарубежных авторов, написанные ранее. После этого процедурой, ее видами и пользой для организма малышей начали интересоваться на более серьезном уровне.

История детского массажа и развитие наук.

С течением времени воздействие на тело малышей с помощью прикосновений, включающее в себя элементы развивающей гимнастики, начинает активно изучаться и использоваться по всему миру. Этому способствует развитие естественных наук:

  • Анатомии.
  • Биологии.
  • Физиологии.

Во второй половине XIX столетия впервые в истории России и Европы появляются научные обоснования пользы детского массажа, а также дебютные экспериментальные и клинические работы. В этих трудах излагаются следующие моменты:

  • Основные приемы процедуры.
  • Влияние на детский организм.
  • Рекомендации по проведению.
  • Показания.
  • Противопоказания.

Польза манипуляций признается учеными и врачами большинства развитых стран. Он становится обязательным элементом при подготовке маленьких спортсменов. Проводятся серьезнейшие исследования и разрабатываются более новые и эффективные методики.

История детского массажа: наше время.

Сегодня любой педиатр сразу рассказывает молодой маме о необходимости проведения процедуры ее малышу и рекомендует начинать профилактические манипуляции даже здоровому ребенку с грудного возраста. Ведь в пользе раннего начала детского массажа уже не сомневается никто.

На последнем витке истории учеными стопроцентно доказано, что новорожденные, получающие такое физиологическое воздействие, развиваются гораздо раньше своих сверстников, они меньше болеют, начинают быстрее говорить, садиться, ползать, ходить.

На сегодняшний день в учебных, исследовательских и медицинских заведениях создаются специальные кафедры, многие ученые пишут диссертации и защищают научные степени по этому направлению.

 

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ  МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

2.1. Анатомо – физиологические особенности развития детей до года.

Кожа: легко ранима , очень нежна. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.                                    


         Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения. Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно- сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки. 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. 7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.


8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

 

2.2. Основные правила при выполнении массажа и гимнастики у детей первого года жизни.

При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:  

  • Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.  
  • Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.  
  • Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.  
  • При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения должны выполняться точно и профессионально.  
  • Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

 

2.3. Основные приемы.

 

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

  • поглаживание;  
  • растирание;
  •  разминание;  
  • вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

ПОГЛАЖИВАНИЕ выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа. Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль. Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

 

 

Поглаживание рук

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам. Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу. Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка. Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная —остальными пальцами.

Поглаживание ног

Исходное положение ребенка при выполнении поглаживания ног — лежа на спине. Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру. Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать. Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом. Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы — заднюю поверхность.

 Поглаживание живота

Исходное положение — лежа на спине. Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке. Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти или ее тыльной стороной. При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья). После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка. После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины

Исходное положение — лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя). При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам — внутренней стороной кисти. Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой — производить поглаживания. Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

РАСТИРАНИЕ способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия. Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее. При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена. Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев. Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.     


  РАЗМИНАНИЕ успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему. В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно. Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого. Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи. Такими же приемами производится разминание ягодиц. Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием. При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени. Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца. Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно.                                                           

 ВИБРАЦИЯ оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом. В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами. Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.         

ПОТРЯХИВАНИЕ выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом. Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями. Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

 

ПОКОЛАЧИВАНИЕ  выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали. Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев. При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.  

2.4. Противопоказания к массажисту и гимнастике.

Важно помнить, что массаж и гимнастика противопоказаны при многих патологических состояниях:  

  • при всех острых лихорадочных заболеваниях;  
  • при тяжелых формах гипотрофии;  
  • при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т.д.);
  •  при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей;  при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии;  
  • при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов;
  •  при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации;  при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии;  при острых нефритах;
  •  при острых гепатитах;  
  • при активных формах туберкулеза;
  •  при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

2.5. Условия для проведения массажа и гимнастики.

 

Прежде всего, выбираем место для проведения занятий. Это может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пеленания. Застелите его чистой пеленкой, под которую подкладывается клеенка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Также массаж можно проводить на полу, который, естественно отвечает следующим требованиям: безопасный, чистый, теплый, гладкий и ровный. В любом случае место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков. Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне), таким образом, сочетая его с закаливанием. Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления или через 45 минут после него. Руки массажиста должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Можно использовать специальные масла, детские массажными кремами. Ввиду увеличения теплоотдачи при массаже в холодное время года тело ребенка, кроме массируемой области, может быть укрытo теплой пеленкой. Когда и кому проводить массаж? Начиная с 14-20-го дня жизни, профилактические курсы общеукрепляющего массажа рекомендуется проводить всем новорожденным, если для этого нет противопоказаний. Ласковые прикосновения родительских рук доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым. Но показать и научить маму приемам массажа должен специалист. Кроме того, 3-4 курса массажа на первом году жизни должен провести профессиональный детский массажист. Курс массажа составляет 10-15 сеансов. Такие курсы проводятся в периоде от 1 до 3 месяцев, от 4 до 6, и по возможности, от 8 до 10-12 месяцев жизни. Это время выбрано не случайно. Именно в эти периоды малыш осваивает новые для него возможности — самостоятельное удерживание головы, самостоятельное сидение и ползание, подготовка к ходьбе и сама ходьба. Еще профессиональный массаж включает в себя водные процедуры. И чем раньше вы начинаете с ребенком плавать, тем меньше он будет бояться воды в дальнейшем. В клинике «Мать и Дитя» работают квалифицированные врачи лечебной физкультуры, профессиональные массажисты с большим опытом работы. Для каждого маленького пациента мы разрабатываем специальные программы по проведению общеоздоровительного и лечебного массажа, гимнастики, плавания. Лечебный массаж и комплекс лечебной физкультуры при необходимости назначают специалисты — невропатолог, ортопед. Например, при нарушениях тонуса мышц — гипотонии, дистонии, привычном положении головы, при заболеваниях опорно-двигательной системы — врожденная мышечная кривошее, врожденный вывих бедра, дисплазии тазобедренного сустава, плосковальгусной постановке стоп, при врожденной косолапости и др). Лечебный массаж, безусловно должен проводить квалифицированный специалист! Итак, обязательные требования при проведении занятий с малышом — это уютная комната (желательно дома), теплые и умелые руки массажиста и хорошее настроение вашего малыша. Важно помнить, что массаж и гимнacтикa для ребенка — не только лечебно-оздоровительная процедура, но и удовольствие! Пусть ежедневные зaнятия будут радостью для малыша! 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ КРИВОШЕЕ

Методика проведения массажа малышей до трех месяцев при кривошее. Ребенок лежит на спине, массажист фиксирует голову, слегка оттянув ее на себя и поворачивая в пораженную сторону, растягивая при этом мышцы боковой стороны шеи. Затем следует наклонить голову в сторону, противоположную пораженной стороне, и повернуть подбородок вверх. Упражнения не проводить, если ребенку это неприятно. После этого ребенка укладывают на бок (на сторону кривошеи) и, удерживая головку, быстро убирают руку, поддерживающую ее снизу, тем самым создавая условия для самостоятельного удержания головы. Это упражнение направлено на укрепление мышц шеи на противоположной стороне.

Указанные упражнения повторяют 5-20 раз. Массаж проводят после гимнастических упражнений. Ребенок лежит на спине. Массажист стоит со стороны поражения.

Задачи массажа:

 улучшить кровообращение и лимфоток в грудино-ключично-сосцевидной мышце, способствовать ее расслаблению и стимулировать, тонизировать мышцу с противоположной стороны.


Вначале производят общее растирание, нежную вибрацию области грудной клетки с акцентом на большие грудные мышцы, массаж живота (поглаживание, растирание). Затем массируют здоровую сторону шеи (поглаживание, растирание, разминание, надавливание) и пораженную сторону шеи. Здесь все приемы следует проводить нежно. Применяют поглаживание, лабильную вибрацию. Массируют на стороне кривошеи (поглаживание, образное растирание, нежная вибрация). После этого производят массаж спины. Ребенок лежит на животе. Все приемы следует проводить более энергично (растирание, вибрация с пальцевым душем). Осуществляют воздействия по паравертебральным линиям для рефлекторного расслабления позвоночника. Завершают массаж поглаживанием рук, ног, живота.

Продолжительность процедуры — 10-15 мин.

Курс лечения — 15-20 процедур.Желательно массаж проводить ежедневно.

Выкладывание и повороты со спины на живот производятся, как правило, на здоровом боку, но выполнять их можно и на стороне кривошеи.

Грудная клетка. Расслабляющие приемы (поглаживание, растирание) проводятся на больной стороне сначала в верхней части груди, а затем в нижней.

Грудино-ключично-сосцевидная мышца. Голова ребенка во время массажа должна быть наклонена в сторону кривошеи. На пораженной мышце можно применять только расслабляющие приемы: нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы), растирание (делается мягко, подушечкой одного пальца), вибрацию (по ходу мышцы).

Спина. Поглаживание, растирание на здоровой стороне. На больной стороне производится поглаживание, вибрация, нежное растяжение по надплечьям и растирание, пощипывание, пунктирование, поколачивание в области лопатки.

Необходимо проводить курс массажа каждые 2-3 месяца.

 

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИНАСТИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ СКОЛИОЗЕ.

 

Детский массаж находится на первом месте в схеме лечения сколиоза, занимающего первое место среди заболеваний позвоночника. Факт остается фактом - как минимум, половина выпускников школ страдает этим заболеванием в той или иной степени. В этом нет ничего удивительного - позвоночник у детей и подростков еще не окреп, и нужно постоянно следить за осанкой школьника, ведь нагрузка на позвоночник увеличивается, если человек сидит, а ученикам приходится проводить за столом все больше и больше времени. Но многие ли учителя следят за осанкой своих подопечных? Сколиоз может появиться и в младенческом возрасте, когда нетерпеливые родители хотят, чтобы ребенок быстрее научился сидеть, ходить, а позвоночник малыша еще не готов к таким нагрузкам. Мало кто знает, что сколиоз считается неизлечимым заболеванием, однако в начальной стадии развитие болезни можно остановить. Детский массаж и лечебная гимнастика являются главными средствами среди способов борьбы со сколиозом. Приемы массажа при лечении сколиоза различны и зависят от того, какой степени достигло заболевание.                       

       Сколиоз может быть врожденным и приобретенным.

Методика лечебной гимнастики направлена на разгрузку позвоночника, повышение его устойчивости, восстановление баланса между кривизнами сколиоза — с одной стороны позвоночника (со стороны искривления) делается тонизирующий массаж т.к. мышцы с этой стороны слабые, с другой стороны расслабляющий, а также на оказание общеукрепляющего действия на организм ребенка.

Для грудных детей в целях профилактики, он играет решающую роль.

Гораздо лучше заниматься профилактикой сколиоза, чем его лечением. Взрослые должны следить за привычками своих детей .

 

ГЛАВА5. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИНАСТИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ.

 

Массаж при плоскостопии будем проводить следующим образом:

Начинаем со ступней: растираем подошвенную часть ладонью или ребром ладони, от пяточки к пальчикам. Большим пальцем разминаем всю стопу и пальчики. Затем «рисуем» цифру 7 подушечкой своего большого пальца от основания большого пальчика ребенка к основанию его мизинчика и по наружной стороне ступни к пяточке. Далее растираем межпальцевые промежутки на тыльной поверхности стопы и круговыми движениями растираем мыщелки (костные выступы на нижней части голени). Затем можно выполнить поворот стопы, для этого одной рукой фиксируем ногу за мыщелки, обхватив ее с задней поверхности, а второй плавно двигаемся по внутренней поверхности стопы от пяточки к пальчикам, разворачивая стопу наружу и чуть-чуть приподнимая кверху зону большого пальца ноги ребенка.


Проводим массаж голени, поглаживая, растирая и разминая ладонями обе её стороны, делаем акцент, поколачивая и пощипывая кончиками пальцев внутреннюю поверхность голени .


Массаж бедер и ягодиц проводим без особых акцентов – поглаживая, растирая и разминая мышцы бедра по ходу расположения кости, а на ягодицах можно проводить массаж в любом направлении. Единственным дополнением будут обязательно включенные элементы вибрации .

Массаж спины также почти ничем не отличается, нюансом тут будет более длительное и тщательное растирание, разминание и вибрационные приемы .

Важным элементом в лечении плоскостопия является гимнастика.

Упражнение 1. Ребенок, сидя на стульчике, катает по полу вперед-назад сначала одной, а затем второй ножкой скалку, небольшой мячик или стеклянную бутылку.

Упражнение 2. Ребенок сидит на полу, согнув ножки в коленях, пяточки при этом плотно прижаты к полу и не отрываются от него на протяжении выполнения всего упражнения. Перед малышом расстилаем салфетку или небольшое полотенце, на которое ставим тяжелый предмет. Движениями пальцев сначала одной, а затем другой ноги малыш старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце или салфетку.



Упражнение 3. Малыш сидит на полу с вытянутыми прямыми ножками, затем большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену, как бы поглаживает.


Упражнение 4. Ребенок, сидя на полу (колени согнуты), попеременно сначала пальчиками одной ножки, потом другой, собирает в две кучки (одна слева от него, другая справа) мелкие предметы, разложенные на полу .


Упражнение 5. Ребенок сидит на полу (колени согнуты), в пальцах одной ножки зажимает карандаш, а другая ножка придерживает лист бумаги, разложенный перед ним. Малыш должен, не прибегая к помощи рук, постараться нарисовать знакомые геометрические фигуры.


Упражнение 6. Малыш сидит на полу с согнутыми коленями, прижимая друг к другу подошвы ножек, и выпрямляет колени как можно больше, но пальцы и пятки при этом должны быть вместе. Затем возвращает ножки в исходное положение.

Упражнение 7. Сидя на полу с выпрямленными коленями, малыш описывает ступнями круги в разных направлениях, попеременно сгибает и разгибает стопы.

Упражнение 8. Стоя на полу, малыш разводит и сводит выпрямленные ножки, перемещая попеременно пятку-носок, а подошвы при этом от пола не отрываются.

Упражнение 9. Сидя на полу (колени согнуты), ребенок стучит по полу пальчиками ног (пятки не касаются пола). Колени в процессе упражнения то выпрямляются, то сгибаются.


Упражнение 10. Ребенок ходит на пяточках, стараясь не касаться пола ни пальчиками, ни подошвой.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Детский массаж – средство для предупреждения и профилактики многих заболеваний, которые подстерегают малыша на раннем этапе развития. Непродолжительное воздействие на поверхность тела влияет на работу многих органов, все функциональные системы реагируют на действия массажиста, а потому результат во многом зависит от того, насколько правильно проводятся занятия. Массаж приносит ребенку разнообразную пользу. Он способствует не только стимулированию развития и расслаблению мягких тканей, но также позволяет быстро выявить любые напряженные участки тела или места острого дискомфорта или ригидности (неподвижности). Массаж является конструктивным и плодотворным средством, удовлетворяющим присущую ребенку потребность в физическом контакте, таким средством, которое обеспечит ребенку преимущество в его дальнейшем развитии, позволит ему расслабиться и свободно двигаться. Массаж сможет помочь Вашему ребенку справится с такими заболеваниями как плоскостопие, косолапость, кривошея. Он успешно используется при  таких проблемах как кишечные колики, мышечные гипертонус (им страдает большой процент младенцев), и гипотонус. Существуют методики лечебного массажа для детей с заболеваниями центральной нервной системы, с гипотонусом, гипертонусом, с ассиметрией мышечного тонуса туловища и конечностей, с врожденной мышечной кривошеей, врожденным вывихом суставов, дисплазией тазобедренных суставов, врожденной косолапостью, пупочной грыжей, приобретенной косолапостью, плоско-вальгусной стопой, с Х-образной и                                           О-образной деформацией ног. Такие диагнозы подвергаются эффективному лечению с помощью массажа и гимнастики. Детский массаж играет огромную роль в лечении маленьких пациентов с неврологическими патологиями. Массаж в детской неврологии, ещё очень молод, но уже накоплен огромный научный и практический опыт по лечению неврологических симптомов и болезней.  Различные процедуры проводят с детьми в разные года и месяцы жизни. Но любое воздействие на кожу и мышцы ребенка приводит к положительным результатам уже по прошествии нескольких сеансов массажа.

 

Список литературы:

  • Ерёмушкин М. А. История массажа. Забытые секреты мастерства. М., 1996. – 156 с.
  • Васичкин В. И., Васичкина Л. Н. Методики массажа. М.: ЗАО Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 384 с.
  • Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. — Издательство: Корона-Принт, 2011. – 320 с.
  • Васичкин В. И., Васичкина Л. Н. Методики массажа. М.: ЗАО Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 384 с.
  • Епифанов В. А. Массаж: Учебное пособие. М.: ММСИ, 1997. – 166 с

 

 

Интернет-ресурсы :

 

http://www.dorsal.ru/stati3.aspx

www.massage.ru

www.massagemag.ru

 

 

 

 

Автор: Ученики Центра ДОРСАЛ-ЮГ, Антюшина Татьяна.

Постоянный адрес статьи: dorsal.ru

« Все статьи