Массаж в педиатрии. Особенности проведения массажа для детей до 1 года

03.07.2017

Категория: Мои статьи

Источник: dorsal.ru

 

 

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

«ДОРСАЛ-ЮГ»

                                                                             

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Массаж в педиатрии. Особенности проведения массажа для детей до 1 года»

 

 

 

 

 

Выполнил

Ермоленко Антон Александрович

 

 

 

 

 

 

г. Краснодар

2017

Оглавление

 

Введение

Анатомо – физиологические особенности развития детей до года

Влияние массажа и гимнастики на организм ребенка

Показания и противопоказания к массажу у детей

Особенности проведения массажа для детей в возрасте до 3 месяцев

Особенности проведения массажа и гимнастики для детей в возрасте с 3 до 4 месяцев

Особенности проведения массажа для детей в возрасте от 4 месяцев до 6 месяцев

Особенности проведения массажа и гимнастики для детей в возрасте с 6 до 9 месяцев

Особенности проведения массажа и гимнастики для детей в возрасте с 9 до 12 месяцев

Гигиенические требования к проведению детского массажа

Требования к массажисту

Библиографический список 


 

Введение

 

Маленькие дети, особенно первого года жизни, подвержены разным заболеваниям, так как их организм еще плохо приспособлен к жизни вне утробы матери. Иммунная и другие системы ребенка недостаточно развиты, а в первые месяцы жизни даже самая «безобидная» инфекция грозит ребенку серьезными осложнениями. Медикаменты в этом случае дают очень сомнительный результат и часто вызывают у малышей аллергические реакции. Кроме того, даже самые современные антибиотики негативно влияют на неокрепший организм.

Вот здесь и приходит на помощь ребенку незаменимая профилактика простудных и прочих заболеваний – детский массаж, который в последнее время приобретает все большую популярность.

В Европе, например, он распространен повсеместно и дает очень хорошие результаты. С помощью массажа можно не только укрепить иммунную систему ребенка, но и помочь ему набрать вес, исправить кривошею, плоскостопие, искривление ног и др. Ведь, как известно, в раннем возрасте детский организм очень податлив и с готовностью откликается на любое воздействие.

Детский массаж — единственный в мире вид массажа, у которого нет ни одного противопоказания, кроме тех, которые налагает на процедуру педиатр при гнойничковом воспалении кожи, диатезе, высокой температуре или серьезном органическом заболевании. В наше время почти всем родителям известно, что даже обычное поглаживание или растирание приносит ребенку массу удовольствия. А одна единственная детская улыбка способна поднять настроение матери на целый день.

Но массаж — это не только приятные эмоции. Он оказывает лечебное и профилактическое воздействие. Кроме того, регулярное его проведение способствует как физическому, так и психическому развитию малыша.

Детским принято называть массаж, который проводят в период от 2-3-недельного возраста и до 1 года. Хотя никто не запрещает делать его и более «взрослым» детям 2-3 лет. Детский массаж — это основа будущего здоровья подрастающего человека и его полноценного развития. Ни для кого не секрет, что в больших городах здоровых детей с каждым годом рождается все меньше, поэтому детский массаж в настоящее время актуален как никогда. От него не отказываются даже те родители, чьи дети абсолютно здоровы. Ведь это не только профилактика простудных заболеваний, но и развитие моторики пальцев, и основа физического контакта с ребенком. А при лечении различных недугов детский массаж приносит максимальную пользу, причем без каких-либо побочных эффектов.


 

Анатомо – физиологические особенности развития детей до года


 Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения. Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно- сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

 

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы.

В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

 

Влияние массажа и гимнастики на организм ребенка

   Роль детского массажа в первую очередь в двигательном развитии невозможно переоценить. Весь первый год жизни малыша, массаж и гимнастика помогают ему справляться с тонусом, приобретать навыки, осваивать перевороты, ползанье, сидение, ходьбу. Помимо благотворного влияния на моторное развитие ребёнка, массаж для детей, оказывает помощь в интеллектуальном развитии.

Массаж оказывает на организм ребёнка разностороннее воздействие – стимулирует физическое развитие, положительно влияет на пищеварительный тракт, повышается иммунитет, нормализуется нервная система, обмен веществ, развивается координация и правильная осанка.

Основные задачи гимнастики и массажа для детей:

 

  1. стимулировать рост и развитие младенца
  2. коррекция нарушений в развитии, (устранение гипертонуса, гипотонуса, борьба с патологическими рефлексами, выработка правильных двигательных стереотипов)
  3. профилактика заболеваний ОДА (опорно-двигательного аппарата), нервной системы, внутренних органов и т. д.

 

Показания и противопоказания к массажу у детей

 

Специальные показания к массажу у детей:

 

  • врожденная мышечная кривошея;
  • врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава;
  • врожденная косолапость;
  • пупочная грыжа;
  • рахит;
  • детский церебральный паралич;
  • сколиотическая болезнь;
  • послеоперационный период;
  • предоперационный период;
  • врожденные дефекты позвоночника;
  • гипотрофия, анемия;
  • пневмония новорожденных, бронхиальная астма;
  • для улучшения физического развития;
  • родовые травмы;
  • асфиксия (легкая форма);
  • лимфатико-гипопластический диатез раннего возраста;
  • хронические бронхиты, плевриты, ателектазы;
  • дискинезия и дисфункция желудочно-кишечного тракта;
  • болезни щитовидной железы.

 

Противопоказания к массажу у детей

 

  • Острые лихорадочные заболевания;
  • заболевания кожи — гнойные и гнойничковые поражения;
  • остеомиелит;
  • склонность к кровотечениям
  • тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия, атрофия);
  • острые воспалительные заболевания лимфатических узлов, мышц, костей (эмфизема, лимфадениты, флегмоны);
  • острые артриты, туберкулез костей и суставов;
  • врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  • диатез (в острой форме);
  • острые формы нефрита;
  • острые формы гепатита;
  • большие пупочные, бедренные, мошоночные грыжи с явным выпадением органов брюшной полости и наклонностями к ущемлению;
  • значительные расстройства нервной системы.

 

 Особенности проведения массажа для детей в возрасте до 3 месяцев

 

С 1,5 месяцев начинаем массаж с положения лежа на спине под шейку ребенка подставляем валик. Начинаем массаж с ручек. Берем левой рукой правую руку ребенка и проводим поглаживание. Ребенок лежит ногами к массируемому. Делаем поглаживание передней и задней поверхности. Затем другую ручку массируем от запястья к плечу. Нажимаем большим пальцем на ладонь ребенка – он открывает рот. Проводим массаж животика по часовой стрелке. Массаж ног проводим от стопы к бедру обхватывающим движением. На стопах проводим «восьмерку» подушечкой большого пальца и делаем глажение. Затем делаем массаж спинки для этого поворачиваем ребенка на живот, делаем глажение, поворачиваем на бок и проводим рефлекторное поглаживание двумя пальцами от ягодички к шее- ребенок будет разгибаться.

В возрасте 2 месяца у ребенка исчезает гипертонус мышц. Применяем пассивные движения для рук и ног.


 

Особенности проведения массажа для детей в возрасте с 3 до 4 месяцев

 

Деткам старше 3 месяцев применяем легкое разминание.

Исходное положение ребенка — лежа на спине, проводим массаж рук обхватывающими движениями со всех сторон от кисти к плечу. Можно делать скрещивание рук на груди и отведение в сторону. Масса живота проводим ладонной поверхностью по часовой стрелке, обходим область печени. Массаж ног проводим в положении лежа на спине, берем ногу выше голеностопного сустава и гладим по боковым поверхностям от стопы к бедру, внутренняя поверхность бедра не массируется. Проводим отведение и приведение ног, сгибание и разгибание, вращение ножек от бедра. Поглаживание стоп проводим методом глажения, растирания, в виде «восьмерки». Рефлекторный поворот со спин на живот вправо и влево. Исходное положение лежа на спине, одной рукой держим ножки, другой поворачиваем за ручку в лево и вправо по 2-3 раза. Поворачиваем ребенка на живот, подставляем под шейку валик из полотенца и проводим массаж спины (глажение, растирание, разминание). Рефлекторное пританцовывание (берем ребенка спинкой к себе и от прикосновения к твердой поверхности ребенок начинает рефлекторно пританцовывать, прыгать).

  

Особенности проведения массажа для детей в возрасте с 4 до 6 месяцев

 

В этом возрасте происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей ног - проводить пассивные движения ног, укрепляются мышцы шеи - вводить комплекс упражнений для поднимания головы, плечевого пояса. Двигательные условные рефлексы подтверждать звуковыми сигналами (счет 1,2,3, и т.д.)

 

  • массаж рук – поглаживание.
  • скрещивание рук на груди.
  • массаж ног - поглаживание, растирание, разминание.
  • пассивные движения - «скользящие шаги» 6-8раз
  • поворот со спины на живот (вправо)
  • массаж спины - поглаживание, растирание, разминание, вибрация (похлопывание)
  • рефлекторное упражнение «парение» на животе
  • массаж живота - поглаживание, растирание
  • упражнение активное - приподнимание головы и туловища с фиксацией ребенка за руки и разведением их в стороны
  • массаж стоп - растирание, рефлекторное воздействие.
  • сгибание и разгибание рук - «бокс» 6-8 раз
  • сгибание и разгибание ног как попеременно, так и одновременно, выполняя упражнение пассивно
  • рефлекторное упражнение «парение», при этом поза ребенка на спине
  • массаж грудной клетки - поглаживание, растирание, вибрация
  • поворот ребенка со спины на живот (влево)
  • массаж спины и ягодиц

 

Особенности проведения массажа и гимнастики для детей в возрасте с 6 до 9 месяцев

 

Сведение рук на груди И. п.: лежа на спине.  ребенок может держаться не за руки массажиста, а за какую-нибудь круглую игрушку.
Потянув за круглую игрушку, развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди.

Поочередное и одновременное сгибание ног И. п.: лежа на спине. Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует взять ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях.

Переворот со спины на живот И. п.: лежа на спине. Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот.

Массаж спины и ягодиц И. п.: лежа на животе. Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания.

Ползание И. п.: лежа на животе. Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша. Осторожно, но энергично согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды — разогнуть. Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.

Массаж живота И. п.: лежа на спине. Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.

Приседание с прогибанием позвоночника И. п.: лежа на спине.  Для этого нужно одной рукой поддерживать ребенка за коленки, а большой палец свободной руки массажиста должен находиться в ладони ребенка. Отвести руку малыша в сторону и попросить его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, массажист, должен плавно провести рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется.

Поднимание выпрямленных ног И. п.: лежа на спине.  Для его выполнения нужно взять ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках. 
Ноги ребенка следует выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе И. п.: лёжа на животе.  Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья. Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в массажиста. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени.

Массаж груди И. п.: лежа на спине. Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки. Ее проведение связано с поочередным применением поглаживания и вибрационного массажа.

 

Приседание с поддержкой за согнутые руки И. п: лежа на спине. Для его выполнения нужно вложить в ладони ребенка указательные пальцы и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы. Развести руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросить его сесть.

Круговые вращения руками  Малыш должен выполнять его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца.


 Особенности проведения массажа и гимнастики для детей в возрасте с 9 до 12 месяцев

 

Скользящие шаги

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног. Ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого.

Подъем выпрямленных ног до палочки Исходное положение: лежа на спине. Приподнять палочку на высоту прямых ног ребенка и предложить ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук Исходное положение: сидя или стоя. Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разгибает руки. При этом можно вести 2-тактный счет.

Вращения руками. Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами Исходное положение: стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе. Затем взрослый должен попросить ребенка нагнуться. При наклоне ноги должны быть прямыми.

Переворот со спины на живот  он должен выполнять это упражнение самостоятельно по команде взрослого.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе при его выполнении следует применять круглые пластмассовые кольца или погремушки с круглой ручкой, которые следует вложить в ладони ребенка, а затем плавно поднять его руки через стороны вверх. Ребенок сначала приподнимет голову, затем встанет на колени, а потом уже на ноги.

Массаж спины Исходное положение: лежа на животе. Выполнение данной процедуры связано с поочередным применением поглаживаний, растирания, пиления и щипцеобразного растирания.

Массаж живота Исходное положение: лежа на спине. Выполнение данной процедуры заключается в поочередном применении кругового поглаживания, встречного поглаживания, поглаживания по косым мышцам живота, растирания и пощипывания.

Мостик Исходное положение: лежа на животе. Массажист кладет ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками. Ноги малыша при этом необходимо придерживать. Затем следует переложить ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положить игрушку на пол и попросить малыша достать ее или дотронуться до нее руками. Ребенок должен выгнуться назад.

Приседание и вставание с поддержкой Исходное положение: стоя на твердой поверхности. Дать ребенку в руки кольца, слегка потянуть за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Затем подержать ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помочь ему подняться. 

Ходьба на четвереньках Исходное положение: стоя на четвереньках. 
Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку следует от него отодвигать. 

Ходьба с поддержкой за руки Исходное положение: стоя на полу. 
Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.

 

 

Гигиенические требования к проведению детского массажа

 

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.

Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки.

Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание) в области почек.

Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.

Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.

Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пищеварения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови, рахите в период обострения.

 

Требования к массажисту:

 

Одежда массажиста должна быть удобной, не стеснять движений.

Массажист должен быть приветливым, ласковым и терпеливым с ребенком.

Руки массажиста должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.

При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:

  1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.
  2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.
  3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
  4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения должны выполняться точно и профессионально.
  5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

Дозировка массажных приемов и интенсивность их выполнения должны нарастать постепенно. Массаж груди, живота, спины, конечностей для усиления лимфо- и кровообращения, улучшения венозного оттока проводят по ходу лимфатических и кровеносных сосудов в направлении тока крови и лимфы:

 

  • на руках движения направляют от пальцев до подмышечной впадины;
  • на ногах - от пальцев до паховой области;
  • на груди - от грудины в обе стороны до подмышечной впадины;
  • в верхней и средней частях спины - от позвоночника до подмышечной впадины; в пояснично-крестцовой области - в направлении к паховой области;
  • на шее, голове - вниз к подключичной области;
  • на животе движения направляют по часовой стрелке вокруг пупка и далее, расширяя, до боковой поверхности тела.

 

Нельзя массировать подмышечную впадину, паховую область, пупок, соски, половые органы, внутреннюю поверхность бедер - во избежание проявления сексуальных рефлексов; у грудных детей - также и область печени и суставы.

Современной основой массажа служит клинико-физиологический подход при выборе методики с учетом причины заболевания, особенностей течения патологического процесса, функционального состояния нервной системы, возраста ребенка, знания действия приемов. Поэтому методика массажа при каждом заболевании имеет специфические особенности.

 

Список использованной литературы

 

  1. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей - М.: Корона-Принт, 2002. - 246 с.;
  2. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика: медицинская литература/ - М.: Корона-Принт, 2009. - 306 с.;
  3. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: КОРОНА принт, 2000. — 320 с
  4. Михайлов В. Основы воспитания здорового ребенка // Книга молодой семьи: Сборник. - Л., 1990. - С.104 - 131.
  5. Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. — М.: Медицина, 1966
  6. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. — М.: Медицина, 1974

Автор: Ученики Центра ДОРСАЛ-ЮГ, доктор неонатолог Ермоленко Антон Александрович

Постоянный адрес статьи: dorsal.ru

« Все статьи