ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИОТЕРАПИЯ"

16.07.2013

Категория: Мои статьи

Источник: www.dorsal.ucoz.ru

1. Общие положения 


1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области физиотерапии допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Сестринское дело», (Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат по специальности «Физиотерапия». 


1.2. Специалист в области физиотерапии используется на должностях, соответствующих специальности «Физиотерапия», назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 


1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 


2. Обязанности 


2.1. Выполнение профилактических, лечебных, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом в физиотерапевтическом отделении. Проведение физиотерапевтических процедур. 


2.2. Подготовка физиотерапевтической аппаратуры к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации, техники безопасности. 


2.3. Текущий контроль за сохранностью и исправностью аппаратуры, своевременным ее ремонтом и списанием. 


2.4. Подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения процедуры. 


2.5. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещении, оборудования и аппаратуры, используемой для физиотерапевтических процедур. 


2.6.0беспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в физиотерапевтическом отделении. 


2.7.Своевременное и качественное ведение медицинской документации. 


2.8.0беспечение правильного хранения, учета использования лекарственных средств. 


2.9.Соблюдение моральноправовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины. 


2.10.Проведение санитарно-просветительной работы. 


2.11 .Регулярное повышение квалификации. 


2.12.Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 


3. Права 


3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

 
3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда. 


3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу физиотерапевтического отделения, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры. 


3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций и медицинских ассоциации, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 


3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 


4. Ответственность 


Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством 

В соответствии с требованиями специальности в области физиотерапии специалист должен знать и уметь:

 
1. Общие знания 


- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста; 
- основы законодательства и права в здравоохранении; 
- основы медицинского страхования; 
- организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; 
- теоретические основы сестринского дела; 
- философию и этику сестринского дела; 
- психологию профессионального общения; 
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, ос-ложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; 
- организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сест-ринского процесса; 
- виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; 
- показания и противопоказания к применению основных групп лекарст-венных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в лечебно-профилактическом учреждении; 
- основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; 
- основы диспансеризации, социальную значимость заболевании 
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; 
- учетно-отчетную деятельность структурного подразделения; основные виды медицинской документации; 
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; 
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; 
- основы медицины катастроф. 


2. Общие умения 


- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; 
- владеть коммуникативными навыками общения; 
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями; 
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса; 
- владеть основными элементами массажа, использовать приемы психотерапии; 
- владеть техникой основных сестринских манипуляций; 
- оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; 
- оценить действие лекарственных средств у конкретного пациента; 
- соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и исполь-зования лекарственных средств; 
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда; 
- вести утвержденную медицинскую документацию; 
- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; 
- проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обо-роны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; 
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

3. Специальные знания и умения 
- вопросы организации физиотерапевтической службы и курортного дела Российской Федерации; 
- правила и требования к оборудованию физиотерапевтического отделе-ния, кабинета; 
- аппаратуру, применяемую в физиотерапии, правила её эксплуатации; 
- технику безопасности в физиотерапевтическом отделении и кабинете; нормативные документы по охране труда и технике безопасности; 
- механизм действия физических факторов, влияние физических факто-ров на основные патологические процессы и функции разных органов и систем организма; 
- принципы совместимости и последовательность назначения физических факторов и процедур; 
- принципы использования физических факторов для профилактики за-болеваний и реабилитации больных, в том числе диспансерных групп; 
- показания и противопоказания к применению физических факторов; 
возможные осложнения при проведении физиотерапевтических процедур, меры по профилактике; 
- принципы оказания неотложной помощи при поражении электриче-ским током, световым излучением, электромагнитным полем и др.; 
- особенности проведения физиолечения у детей; 
- использовать технические средства защиты при выполнении физиопроцедур; 

Владеть техникой и методиками проведения физиопроцедур: 
- электролечение, 
- гальванизация, 
- лекарственный электрофорез, 
- трансцеребральная импульсная электротерапия (электросон, транскра-ни-альная электроаналгезия, мезодиэнцефальная модуляция); 
- диадинамотерапия; 
- амплипульстерапия; 
- интерференцтерапия; 
- флюктуоризация, флюктуофорез; 
- электростимуляция; 
- дарсонвализация; 
- надтональная терапия; 
- индуктотермия; 
- УВЧ-терапия (электрическое поле УВЧ, УВЧ - индуктотермия), 
- электромагнитное поле СВЧ-терапии дециметрового, сантиметрового к миллиметрового диапазонов; 
- магнитотерапия; 
- франклинизация; 
- аэроионотерапия; 
- светолечение: инфракрасное излучение; 
- видимое излучение; 
- ультрафиолетовое излучение; 
- когерентное излучение (лазеротерапия); 
- аэрозольтерапия, галотерапия; 
- вибротерапия; 
- баротерапия; 
- ультразвуковая терапия, фонофорез; 
- водолечение; 
- бальнеотерапия; 
- применение питьевых минеральных вод: 
- грязелечение; 
- лечение теплом и холодом;

4. Манипуляции 
- все виды инъекций; 
- искусственная вентиляция легких; 
- непрямой массаж сердца; 
- остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов; 
- иммобилизация конечностей при травмах; промывание желудка; 
- постановка клизм; 
- измерение артериального давления; 
- измерение пульса; 
- определение числа дыхательных движений; 
- измерение температуры.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЗИОТЕРАПИИ. 
Физиотерапия (от греческих слов «физис» - природа и «терапия» - лечение) - наука, изучающая действие на организм человека физических фак-торов (ФФ) внешней среды в их естественном и преформированном виде и использование этих факторов в лечебных и профилактических целях. 
Классификация физических лечебных факторов. (ФФ) 
I группа - природные факторы: 
-климатические (особенности климата, солнечный свет, открытый 
свежий воздух, морские факторы, особенности некоторых микроклиматов); 
- бальнеологические (естественные минеральные воды); 
- грязелечебные (природные лечебные грязи); 
- водолечебные (различные водные процедуры); 
- термические (теплоносители - парафин, озокерит и др.). 

II группа - искусственные, преформированные факторы: 
- электрические (различные электрические токи и электромагнитные поля); 
- магнитные (различные магнитные поля); 
- световые (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное излучения); 
- механические (ультразвук, воздействие вибрацией, измененным атмосферным давлением). 

Источниками преформированных (измененных) факторов являются раз-личные аппараты, поэтому данный тип физиотерапии называют аппаратная фи-зиотерапия. 
ФФ обладают специфическими и неспецифическими свойствами. Специ-фические свойства индивидуальны для каждого фактора. Неспецифическими свойствами обладают многие ФФ, например противовоспалительное, болеуто-ляющее действие и т.д. 
Общие противопоказания к ФТ: новообразвания и заболевания крови, кровотечения и склонность к ним, лихорадка, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, выраженная гипертензия, тяжелые психозы, эпилепсия с частыми припадками, острые инфекционные заболевания, активный туберкулез легких, венерические заболевания в острой или заразной форме.

Характеристика кожи. 
Кожа - это входные ворота для большинства ФФ, а для некоторых из них она является единственным органом воздействия ФФ. Кожа состоит из эпидерми-са (верхнего слоя), дермы (включает пять слоев), подкожно-жировой клетчатки. Кожа снабжена большим количеством нервных волокон и рецепторов, в связи с чем является одним из органов чувств. 
Типы кожных рецепторов: 1механорецепторы - отвечают за тактильную чувствительность; 2.терморецепторы - отвечают за температурную чувствительность; 3.нодорецепторы - отвечают за болевую чувствительность. На одном см2 кожи находится около 100-200 болевых точек, 25 тактильных, 12-13 холодовых, 1-2 тепловых. 
Функции кожи: барьерная, рецепторная, терморегулирующая, секреторная, экскреторная, дыхательная, резорбционная. 
Кожа принимает участие в формировании иммунитета и обмене веществ, тесно связана с внутренними органами. Примером такой взаимосвязи служат рефлексогенные зоны Захарьина - Геда: при патологии того или иного органа определенные участки кожи становятся более чувствительными, поэтому можно влиять на орган, воздействуя ФФ на эти участки кожи.

Физиотерапия в детском возрасте. 
Применение ФТ в детском возрасте имеет свои особенности. Организм ребен-ка отличается от организма взрослого рядом анатомо-физиологических показателей. Нервная система отличается незавершенностью развития, повышенной чувствитель-ностью, быстрой истощаемостью. Клетки головного мозга имеют эмбриональный характер. Их рост и дифференцировка завершается к 7 годам. У детей первых месяцев жизни периферические нервы не покрыты миелиновой оболочкой и при сильном воз-действии могут возникать судороги. Кожа ребенка тонкая, нежная, снабжена большим количеством сосудов, имеет высокое содержание воды, обладает повышенной всасы-вающей способностью (проникающее действие минеральных вод, грязей, лекарствен-ных препаратов у детей выше), её барьерная функция выражена слабее. Тонус сосудов у ребенка более лабилен, и поэтому реакция покраснения появляется быстрее. Отно-сительная поверхность кожи у новорожденного в 3 раза, а у 8-летнего в 2 раза больше, чем у взрослых. Поэтому необходимо использовать меньшую площадь воздействия. Процессы обмена веществ протекают быстрее, чем у взрослых. Теплопродукция у ребенка снижена, а теплоотдача повышена. Эти отличия тем более выражены, чем меньше возраст ребенка. Исходя их вышесказанного, дозирование процедур по интен-сивности, продолжительности и площади воздействия отличается от параметров взрослых. При проведении процедур ребенку радом все время процедуры должен находиться взрослый человек (родитель, воспитатель или медсестра). Остальные особенности будут указаны при рассмотрении отдельных видов лечения.

Гидрофильные прокладки необходимы для: 
- задержки продуктов электролиза и предупреждения химического ожога; 
- улучшения электропроводности кожи; 
- выравнивания неровных поверхностей; 
- дозирования силы тока; 
- введения лекарственного вещества при лекарственном электрофорезе. Пользуются и другими видами электродов: 1) из токопроводящей графити-зированной ткани, они могут иметь различные формы и размеры, с гидрофильными прокладками; 2) стержнями из прессованного угля, обернутые марлей (в гинекологии); 3) электродами-ванночками (для глаз, конечностей) - из фарфора, стекла, пластмассы, они заполняются водой или лекарственными растворами; 
Электроды присоединяют к клеммам аппарата гибкими проводами с изо-лирующим покрытием. Провод с электродом соединяют с помощью особого за-жима, небольшие электроды припаивают. Если по методике используют 3 или 4 электрода, то используют сдвоенные провода, присоединяемые к одной клемме. Электроды с прокладками фиксируют бинтами (обычными, эластичными, резиновыми), мешочками с песком, тяжестью тела пациента. 
Методики расположения электродов: 
- продольная - на одной стороне туловища или конечности - для воздей-ствия на поверхностные ткани, расстояние между электродами должно быть не меньше ширины одного электрода; 
- поперечная - параллельно друг против друга, на разных поверхностях туловища или конечности - воздействие на глубоко расположенные ткани; 
- диагональная (поперечно-диагональная) - на разных поверхностях, но не друг против друга, а по диагонали, тоже воздействуют на глубокие ткани.

Методики воздействия: 
-местные - электроды размещают так, чтобы силовые линии электриче-ского поля проходили через патологический очаг; 
- сегментарные — электроды располагают на участках кожи, рефлектор-но связанных с определенными органами; 
- общие — в межэлектродном пространстве находится большая часть тела пациента 
Техника проведения процедур. 
Подготовка к процедуре. Внимательно прочитывается врачебное назначение («физиотерапевтический рецепт»). Пациенту объясняют правила поведения во время процедуры и предупреждают, что он должен ощущать под электродами легкое пока-лывание, незначительное жжение. Осматривается кожа в месте наложения электро-дов: на ней не должно быть дефектов (трещин, царапин, ссадин, сыпи). Небольшие дефекты можно закрыть кусочком клеенки. Сальная кожа протирается спиртом или промывается теплой водой с мылом. Прокладки смачивают теплой проточной водой, хорошо отжимают и расправляют: маленькие на весу, большие - на столе. Пациент удобно укладывается или садится (в зависимости от методики).

Проведение процедуры. На область воздействия накладывают электроды с прокладками и фиксируют их. Проверяют «О» положение регулятора силы тока и положение «выкл» кнопки сети, устанавливают переключатель шунта в нужное положение (5 или 50 мА). Присоединяют провода от электродов к аппарату соответственно назначенной полярности. Включают аппарат: кнопку «сеть» - загорается сигнальная лампочка, затем плавно поворачивают регулятор силы тока по часовой стрелке, устанавливают назначенную силу тока, ориентируясь также по субъективным ощущениям пациента. Под электродами не должны возникать, сильное жжение, болевые ощущения (в этом случае сначала уменьшают силу тока, если жжение не прекращается, выключают аппарат и выясняют причину неблагоприятной реакции; если причина не выявлена, отправляют пациента к врачу). Во время проведения процедуры может потребоваться коррекция силы тока, поэтому медсестра должна периодически справляться о субъективных ощу-щениях пациента и контролировать работу аппарата.

Понятие о магнитном поле. При прохождении электрического тока по проводнику, вокруг него образуется магнитное поле, то есть оно образуется во-круг движущихся зарядов. Различают: постоянное магнитное поле (ПМП), кото-рое образуется вокруг зарядов движущихся в одном направлении и переменное магнитное поле (ПеМП) образующееся вокруг проводника, где направление дви-жущихся зарядов меняется. Для характеристики магнитных полей используется магнитная индукция. Единица измерения - тесла (Тл). В физиотерапии применяется 1/1000 Тл - миллитесла (мТл). 
Понятие об электрическом поле. Электрическое поле - это поле, которое образуется вокруг заряда, находящегося в покое. Может быть постоянным, если заряды не меняются (применяется в методе франклинизации) и переменным, если заряды на пластинах меняются (применяется при УВЧ).

Физическая основа метода. Гальванический ток подводят к пациенту с помощью контактно наложенных на тело электродов: положительно заряженного (анод) и отрицательно заряженного (катод). Ток проникает в ткани организма в основном через выводные протоки потовых желез. При этом между электродами возникает электрическое поле, под влиянием которого имеющиеся в тканях ионы начинают перемещаться: положительные ионы движутся к катоду (-), а отрицательные - к аноду (+). Это движение ионов получило название «токи проводимости». Токи проводимости проходят по тканям с хорошей электропроводностью ( по межклеточным пространствам, кровеносным и лимфатическим сосудам, оболочкам нервных стволов, мышцам) и могут значительно отклоняться от прямой, которой можно условно соединить два электрода. 

При прохождении токов по тканям в них происходят различные физико-химические изменения: 
- увеличение активности ионов; 
- поляризация - образование добавочных полюсов в тканях и поляризационных токов; 
- ионная асимметрия - под анодом и катодом скапливаются различные ионы, что обуславливает повышение процессов возбудимости под катодом и понижение возбудимости под анодом; 
- электролиз - достигнув электродов, ионы теряют свой заряд (или получают недостающий) и превращаются в нейтральные атомы, способные активно вступать в химические реакции. Результатом таких реакций является образование под анодом кислоты (НС1), а под катодом - щелочи (NaOH), которые могут вызывать химический ожог. Для предотвращения ожога используются гидрофиль-ные прокладки, помещаемые между электродом и кожей; 
- изменение кислотно-щелочного равновесия; 
- электроосмос - движение жидкости в направлении катода.

Показания к применению:- заболевания и травмы периферической нервной системы (невриты, невралгии, плекситы, радикулиты и др.); 
- заболевания и травмы ЦНС (неврозы, мигрень, миелиты, энцефалиты, атеросклероз и др.); 
- хронические воспалительные процессы и травмы ОДА (артриты, миозиты, рубцы, замедленная консолидация); 
- хронические воспалительные заболевания ЖКТ, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; 
- гипертоническая болезнь I и II стадии, бронхиальная астма; 
- функциональные половые расстройства и хронические воспалительные заболевания мочеполовых органов; 
- стоматологические, глазные, ЛОР-заболевания.

Противопоказания: общие физиотерапевтические; острые, гнойные вос-палительные процессы и стадия обострения хронических; выраженный атеросклероз сосудов головного мозга; нарушение целостности кожных покровов и расстройство чувствительности в месте наложения электродов; индивидуальная непереносимость гальванического тока; кожные заболевания распространенного характера (экзема, дерматит).

 

Автор: Nikolaenko Denis Valeryevich

Постоянный адрес статьи: www.dorsal.ru

« Все статьи